История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
но через два поколения после захоронения первого из священников
и может быть палеографически датирована концом I в. до н. э. Согласно правдоподобному и хорошо аргументированному
(прежде всего, с точки зрения топографии) предположению Дж. М. Ал-
легро, упоминаемый в 3(^15 11:5—6 «сад Цадока» (מת צדוק), разби-
тый у подножия «скалы», в которой была высечена «гробница Ца-
дока», — это знаметпый Гефсиманский сад (от евр.שמנים ЛД (до! §ё-
татт] — «давильный пресс д ля выжимания масла»; некоторые иссле-
дователи, впрочем, возводят это слово к גא שמנים «масличная доли-
на») сад страстей Иисуса из Назарета. Английский исследователь
не видит также препятствий для отождествления Гефсиманского
сада с «садом» аримафейского богача Иосифа, «ученика» Иисуса,
располагавшегося «на том месте, где он (ус. Иисус Галилеянин.—
И. Т.) был распят» (Ия 19:41; ср. 19:42: «близко» (ёуугх;)); в этом саду,
согласно Матф. 27:57—60, Мк. 15:43—46, Лк. 23:51—53, Ия 19:38—
42, находилась принадлежавшая Иосифу «новая» (т. е., очевидно,
незаконченная)368 «высеченная в скале» «гробница», в которую было
положено тело Иисуса. Что же касается упомянутой в 3()15 11:5—6
«скалы (הסלע), обращенной на запад», в которой была высечена
«гробница Цадока», то, как показал Дж. М. Аллегро, она может
быть идентифицирована с Голгофой (от арам. גולגולתא Орлика’]
(«череп»); евр.גלגלת ^и^окЦ; 5с. место (ех НурогИея скала), имею-
щее форму черепа369)— лобным местом, где был распят Иисус (а
также «два разбойника», люди, совершившие государственные
преступления; ср. е. g. Ия 18:40 и Мк. 15:7, Лк. 23:19)370. Если анг¬ 368 См.: Allegro у Treasure..., рр. 100f. 369 Как замечает Дж. М. Аллегро, «"скала" нашего свитка (sc. Медного свитка. —
И. Т.) вполне могла иметь форму черепа в I в. н. э.» (Treasure..., р. 101). Судя по тексту Ин. 19:17, Голгофа была невысоким местом. Так, в данном отрывке
говорится: «И неся свой крест, он (sc. Иисус. — И. Т.) вышел (έξήλθεν; ΝΒ: не взошел, а
именно "вышел". — И. Т.) на место, называемое (местом) черепа (κρανίου), которое на¬
зывается по-еврейски Голгофа». 370 Treasure..., рр. 98—101. Как замечает Дж. М. Аллегро, «среди всех священных мест Иерусалима ни одно не
служило объектом таких неустанных поисков и таких горячих дискуссий, как место
казни и погребения Иисуса. Традиционная локализация— в западной части совре¬
менного города, где до сих пор сохранилась полуразрушенная церковь Святой Гроб¬
ницы — восходит лишь к IV в. н. э. и, следовательно, заслуживает не большего дове¬
рия, чем все другие ранние попытки обнаружить местонахождение различных святых
мест. Кроме того, признание указанной традиции неизбежно должно было бы вызвать
законные сомнения относительно расположения древней "второй стены” римской час¬
ти города, ибо только эти сомнения делают приемлемой и традиционную локализа¬ 164