История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
((К)(1)*П0ЭК (греч. ё^ёбра); здесь имеется в виду «вестибюль» с кры¬
тым портиком с «колоннами» (см. 11:3)) погребальной камеры по¬
зволяет говорить о том, что это была гробница эллинистического
типа; согласно 3(^15 11:5, она была высечена в «скале». Топогра¬
фические ориентиры, содержащиеся в Медном свитке, позволили
Дж. М. Аллегро идентифицировать «гробницу Цадока» (которого
он никак не связывает с кумранским Учителем праведности) с са¬
мой южной усыпальницей в группе гробниц, расположенных в до¬
лине Иосафата (часть Кедронской долины против юго-восточного
угла современного Старого города) приблизительно в 150 метрах к
северо-востоку от «крыла Храма» и датируемых периодом между Н в.
до и. э. и I в. и. э.364 365 Данная усыпальница (по-видимому, незакон¬
ченная), высечена в скале и имеет «экседру» с двумя колоннами.
Это сооружение так же, как и находящиеся к северу от него гроб¬
ницы, приписываемые традицией священнику Захарии (ср. 2 Хр.
24:20—22), Иакову (брату Иисуса Галилеянина), Авессалому (сыну
царя Давцда)366 и Иосафату (иудейскому царю, правившему в 872—
848 гг. до и. э.), сохранилось по сей день. Дж. М. Аллегро не исключает также возможности того, что
упомянутая в Медном свитке «гробница Цадока» может быть иден¬
тифицирована с усыпальницей, приписываемой Иакову Праведно¬
му367 . Данное сооружение по манере исполнения аналогично упо¬
мянутой выше гробнице, расположенной в немногим более 20 метрах
от нее. (Напомним, что согласно сообщению Гегесиппа, зафикси¬
рованному в «Церковной истории» Евсевия (II, 23, 18), гробница
Иакова располагалась поблизости от «крыла Храма».) Фронталь¬
ная часть «гробницы Иакова Праведного», выполненная в дори¬
ческом стиле с двухколонным фасадом перед крытым портиком
(или «экседрой»), высечена в монолитной скале и открывает доступ
к целому комплексу подземных погребальных камер. На архитраве
выбита еврейская надпись с именами захороненных внутри священни¬
ков из дома Хезира (ср. 1 Хр. 24:15). Эпитафия составлена пример¬ 364 Подробно по поводу данных отождествлений «Портика» и «угла» Храма см. в:
Allegro, Treasure..., рр. 93—97. 365 Treasure..., рр. 93—103. 366 Ср. 2 Сам. 18:18; Иосиф, Древности, VII, 243. По мнению Дж. М. Аллегро, под упоминаемым в 3Q15 10:12 «надгробием Авесс-а-
лома» (יד אבשלום; букв, «рука (sc. столб, колонна) Авессалома») подразумевается
гробница Александра Янная (ср.: Иосиф, Война, V, 304; idem, Древности, XIII, 406).
(Английский исследователь считал, что «Авессалом» — это кличка, данная Яннаю его
врагами; ср. lQpHab 5:9—12.) См.: Treasure..., рр. 102f.; 163, п. 249. 367 Treasure..., рр. 94—98. 163