История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
[Уста свои] открыли [Ве]лиалу (.ус. Симону (?); ср. 4<2Тев1, 23 (!). —
И. Т.) — лживый язык как змеиный яд... Я связан веревками, кото¬
рые не разодрать, и цепями, которые не разорвать; и мощ[ная] сте¬
на, и железные засовы, и медные двери — моя [тюрьма] подобна
бездне, нет (возможности) [побега... Слуги Ве]ли[а]ла окружили
мою душу, [не оставив возможности освобождения]...»362 В заклю¬
чение данного сюжета отметим, что Учитель, характеризуя груп¬
пировку «предателей», использует по отношению к ним в 1(}Н 5:24
тот же образ изменника из Пс. 41:10, что и Иисус и Петр по отно¬
шению к Иуде Искариоту (Ян. 13:18 ,Деян. 1:16). III Согласно 3Q15 (Медный свиток) 11:2—3, «гробница Цадока»
(קבר צדוק) — ex hypothesi Учителя праведности была расположена
поблизости от «южного угла Портика (Стой)» (האסטאץ הדרומית ПЮ).
Под «Портиком» здесь, очевидно, подразумевается т. и. «Портик
Соломона» (см.:Иосиф, Древности, XX, 221, ср. VIII, 98; XV, 398f.;
idem, Война, V, 185), где, согласно Ин. 10:23, проповедовал Иисус
из Назарета, а позднее обычно собирались апостолы (Деян. 3:11,
5:12). «Угол»— это место, где находилось знаменитое «крыло»
иерусалимского Храма; именно с данного «крыла» диавол искушал
Иисуса броситься вниз (Матф. 4:5, Лк. 4:9), и отсюда же, как гла-
сит христианское предание, в 62 (или 66) г. и. э. был сброшен свои-
ми врагами, книжниками и фарисеями, и побит камнями брат
Иисуса, Иаков Праведный (см.: Евсевий, Церковная история, II, 23,
3—25 (где этот церковный историк цитирует отрывок из 5-й книги
не дошедших до нас «Воспоминаний» христианского автора Геге-
сипла (са. 180 г. и. э.)363 )364. Упоминание в 3Q15 11:3,5 экседры 362 См. также 4(^428 (4(2НЬ), Яг. 4, 4(2429 (4(2НС), А*. 1, со1. 1—4. 363 Согласно тексту II, 23, 17, за Иакова Праведного попытался заступиться «один
из священников, сынов Рехава, рехавитов» (= ессей (?); ср.: Нил, О монашеской прак¬
тике, 3; Георгий Монах, Хроника, VIII, 5 и Суда-лексикон, Е 3123 («Ессеи: Иудеи, ас¬
кеты... потомки Ионадава, сына Рехава Праведного (ср.Яер.,35.— Я. Г.)...»);
ср. также утопическое сочинение «История рехавитов» (I—IV вв. н. э.), проживавших
на «острове Блаженных», и «Иудейскую войну», II, 155—156). Согласно сообщению Иосифа Флавия в «Иудейских древностях», XX, 200, Иаков
и ряд других лиц были обвинены в «нарушении Закона», предстали перед судом Си¬
недриона и затем были (незаконно) побиты каменьями, что вызвало возмущение в
иудейском обществе. 162