История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
ным приговором359 .) Если наше предположение верно, то в «не-
честивце», «погубившем праведника» (Авв. !:1ЗЬ—lQpHab5:8—9)
кумраниты могли видеть именно Симона. Данная гипотеза позво-
лила бы также объяснить, почему этот пользующийся большим
уважением народа (см. е. g. 1 Макк. 14:4—14) деятель, при котором
Иудея стала независимой de facto et de jure, назван в кумранском
тексте 4QTestimonia, 23 (созданном, по-видимому, в период осады
сирийским царем Антиохом VII Сидетом (138—129 гг. до н.э.) Иеру-
салима в 134—132 гг. до н. э.; см. 4QTest, 25—30360) «проклятым че-
ловеком» (איש ארור; ср. 4Q379, fr. 22, II, 9), «слугой Велиала»
(אחד בליעל; букв, «один Велиалов»)361. 359 בית דץ הגדול (Великий Синедрион) мог рассматривать дела (в частности, дела,
касающиеся преступлений против государства и Храма, лжепророчества, богохуль-
ства) как иудеев, так и евреев диаспоры. (См. е. g.: Zeitlin, Rise..., vol. I, pp. 149, 204.)
Ср. 11QT 64:6—13; ср. также Дея». 9:1—2. (В связи с последним текстом заметим, что в
период посещения Павлом Дамаска этот город находился под управлением «этнарха»
набатейского царя Ареты IV (ум. ок. 39 г. н.э.) (см. 2Кор. 11:32); ср.: J. Taylor, The
Ethnarch of King Aretas at Damascus: A Note on 2 Cor 11, 32—33, RB 99 (1992),
pp. 719—728.) 360 См. также: Cross, Library..., p. 113. 361 Как убедительно показали Ф. М. Кросс и Г. Бургманн, упоминаемый в
4QTest, 21—30 иерусалимский правитель (^«проклятый человек»), «первенец» и
«младший сын» которого были убиты в Иерихоне — это Симон Маккавей и его стар·
ший (ср. 2 Макк. 16:2) и младший сыновья Иуда и Матгафия, убитые Птолемеем в
134 г. до н. э. в крепости Док (Иерихон). См.: Cross, Library..., pp. 112f.; H. Burgmann,
Der «Sitz im Leben» in den Josuafluch-Texten, in 4Q379 22II und 4Q Testimonia,
Krakow 1990. Ср.: P. W. Skehan, Two Books on Qumran Studies, CBQ 21 (1959), pp. 74f. Предлагаются, правда, и иные отождествления «проклятого человека» и его двух
сыновей: (1) Матгафия Хасмоней и его сыновья Ионафан и Симон (Milik, Discovery...,
рр. 6Iff.; Knibb, Community..., р. 266); (2) Иоанн Гиркан и его сыновья Аристобул I и
Александр Яннай (О. Betz, Donnersdhne, Menschenfischer und der Davidische Messias,
RQ 9 (1961), S. 42, Anm. 4; W. H. Brownlee, The Meaning of the Qumran Scrolls for the
Bible, New York 1964, pp. 101—104); (3) Иоанн Гиркан и его сыновья Аристобул I и
Антигон (/. Starchy, Les Maitres de Justice et la chronology de Qumran [dans:] Delcor (ed.),
Qumran..., p. 253; H. Eshel, The Historical Background of the Pesher Interpreting Joshua’s
Curse On the Rebuilder of Jericho, RQ 59 (1992), pp. 409—420); (4) Яннай и его сыновья
Гиркан II и Аристобул II (Dupont·Sommer, Ecrits..., р. 366f.; J. M. Allegro, Further Mes-
sianic References in Qumran Literature, JBL75 (1956), p. 187, n. 109). (Ср. также:
C. Newsom, The «Psalms of Joshua» from Qumran Cave 4, JJS 39 (1988), pp. 56—73.) 3a-
метим, однако, что Аристобул I и Александр Яннай умерли естественной смертью;
Ионафан, Антигон, Гиркан II и Аристобул II погибли за пределами Иерихона; стар-
шим сыном Матгафии был Иуда, а Александр не являлся младшим сыном Иоанна
Гиркана1; 4QTest палеографически датируется первой четвертью I в. до н.э. (см.:
Eshel, ibid., р. 411). 160