История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Иосифу Древности, XII, 256). Ок. 162 г. до н. э. по приказу перво-
священника Алкима распяли законоучителя Иосе, сына Иоэзера
(см.Берешит Рабба 65:22; ср. 1 Макк. 7:16). Симон, сын Шетаха,
брат жены Янная Александры Саломеи, казнил в Аскалоне через
распятие 80 колдуний (см. М. Санхедрину VI, 4, И. Т. Хагига, 77(!—
78а, И. Т. Санхедрину 23с, Сифре Деварим 21:22, где, как и в ряде
других текстов раввинистических сочинений, глаголы תלה («ве-
шать») и צלב («распинать») употребляются взаимозаменяемо). Со-
гласно текстам «Иудейской войны», I, 97, 113 и «Иудейских древ-
ностей», XIII, 380—383, Александр Яннай распял в Иерусалиме на
крестах (= «повесил живыми... на дереве... [ибо таков закон] в Из-
раиле издревле (курсив мой. — И. Г.)...»351 (40ρΝ811 1:7—8; см. так-
же ниже, гл. II, 2, § 3)352) 800 именитых фарисеев. Отметим также,
что согласно 11дТ (Храмовый свиток) 64:6—13, «повешению на де-
реве» (т. е. распятию; ср. Езр. 6:11, Дели. 5:30, 10:39, 1 Пет, 2:24,
Гал. 3:13, Сифре Деварим 21:22) подлежали (1) те, кто совершил пре-
ступление против своего народа, (2) кто совершил преступление, за
которое должен был быть подвергнут смертной казни, но бежал к
иноземцам, а также (3) изменники, перешедшие на сторону инозем-
ного врага (ср. 40рЫай 1:6—8; 4дБе, ίϊ. 9, 2:11—15). Судя же по
Ин. 18:31—32, 19:6—7, 15—16 (ср. 5:18), Мк. 14:58—64, 15:26, 29, 32,
39, у евреев был «закон» (νόμος), согласно которому повинный в
святотатстве (именно, провозгласивший себя Мессией — Царем Изра-
иля (ср. Мк. 15:26), сыном Божьим, а также покушающийся на ус-
той Храма (ср. Мк. 14:58, 15:23)) должен был быть распят353 . С уче-
том последнего «закона» можно предположить, что именно месси-
анские претензии кумранского Учителя праведности (об этом см.
ниже, гл. III), а также его призыв к перестройке, обновлению Хра-
ма, культа и священства (см., например: 11д׳Г, 1дМ (особ. 2:1—6),
4дН0г 1:1—7, 1дН 7:20—24, 4дАЬАЫ8 = 4дТе8Ле\1<5 ,1 .& ,־ (ср.
Мк. 14:58, 15:29 (!)), Зав. Лев. 17:2—18:4, 4:1—6, 8:14 (ср. 1дБЬ 3:26,
5:21, 1д34Ы8 2:6)) и послужили причиной его казни через распятие.
(Ср. также: 1дрНаЬ2:2—3, 7:1—5, ΟΌ2:12—13 и Втор. 18:20—22, 351 Восстановление И.Ядина. (Pesher Nahum (4QpNahum) Reconsidered, IEJ 21
(1971), p. 12). 352 Ср. И. Hae. 8:29 (LXX). 353 В свете данных текстов, как кажется, становится понятной та настойчивость, с
которой наиболее ригористичные представители клира (ср. Ин. 19:6—7, 15—16) тре¬
бовали именно распятия Иисуса. По поводу упомянутого «закона» см. также: О. Betz,
The Temple Scroll (1 IQ Miqd 64, 7—13) and the Trial of Jesus, QCh 1 (1990), pp. 21—24;
QM 2, part 1,1993, pp. 101—104. 158