История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
жреческий Мессия341, и что Эсхатон еще впереди342, кумраниты выд-
винули идею о его втором пришествии (см. Зав. Левия 16:3—5) в
Конце дней, который, как они рассчитывали теперь, наступит через
семьдесят седьмин (т. е. 490 лет) по разрушении Первого Храма,
т. е. в 97/96 гг. до н. э. (си. Зав. Летя 16:1, 17:1; ср. Дан. 9:24—27,
llQMelch2:7—8, 4Q390 (Второ-Иезекиил); ср. также 4Q180—181, I Ен. 93:3—10,91:1 1—16)343. Еще одно указание на насильственную смерть Учителя пра-
ведности мы находим в тексте арамейского варианта Завещания
Левия (4QAhA = 4QTestLevid; палеографически датируется концом II в. до н. э. или са. 100 г. до н. э.344), fr. 24,1—II, 4—6, где этот пат-
риарх, «предвещая» гибель жреческого Мессии345 (= «Раб Господа»
(см. 4QAhA bis = 4QTestLevic, fr. 1,5) Второ-Исайи)346 , заповедует
своим потомкам: «...И не покарай (אל תמחי; или: "не наказывай”,
״не поражай״ ,״не прибивай” (не пригвождай; ср. Езр. 6:11); ср.
lQpHab 5:8—10 (!). — И. Т.) лишенного сил посредством изнурения
и повешения (תליא)... и гвоздь (347(צצא не приближай к нему (ср.
Ии. 20:25—27, Евангелие Петра 6:21, Евангелие Истины 18, 24—25;
ср. также трактаты "Об особых законах”, 3, 151—152 и "О снах”, 2,
213 Филона.— И. Т.). И ты создашь отцу своему имя славное
(букв, "радостное". — И. Т.) и всем братьям своим воздвигнешь ос-
нование испытанное. И ты прозреешь (букв, "будешь видеть (ви-
дёния)". — И. Т.) и возрадуешься в Вечном Свете...» (Ср. греч., арм.
и слав, версии Зав. Летя 4:4, где этот патриарх «предвещает», что 341 Ср. е. g.: Зав. Левия, 18, 4QAhA = 4QTestLevid, fr. 9, 1 и 4QpPs37 3:М—17,
lQpHab 2:2—3, 7:3—5, CD 1:11—12, 2:12—13, 6:7—10, 7:18—21, 1QH, passim (особен¬
но 4:20—22 (cp. 3ax. 3:8), 27—28,7:25; cp. lQSb 4:24—27). 342 Как было отмечено выше, автор Зав. Левия 17:2—18:14 верил, что Конец дней
наступит еще при жизни Нового Священника. 343 T. о. текст Зал Левия 16:1—17:1 является, по-видимому, позднейшей вставкой. С появлением по смерти Учителя новой мессианско-эсхатологической хронологии, базирующейся на Дан. 9:24—27, «хронология юбилеев» Зав. Левия 17:2—18:14, no-
видимому, была каким-то образом реинтерпретирована, а фигурирующий в данном
тексте Новый Священник стал отождествляться не с историческим, а с эсхатологичес¬
ким Учителем redivivus. 344 Е. Puech, Fragments d’un apocryphe de Levi et le personnage eschatologique:
4QTestLevic־d (?) et 4QAJa [in:] J. Trebolle Barrera, L. Vegas Montaner (ed.), Proceedings of
the International Congress on the Dead Sea Scrolls— Madrid, 18—21 March, 1991, Ma¬
drid—Leiden (в корректуре — p. 3). 345 Cp.: 4QAhA = 4QTestLevid, fr. 9,1 и греческое Зав. Левия 18:2—14. 346 Ср.: Puech, Apocryphe..!, passim. 347 По поводу перевода слова ss’ см.: Puech, Apocryphe (в корректуре — рр. 18f, 33,
п. 21). См. также: R. Р. Smith, Thesaurus Syriacus, Oxonii 1901, t. II, col. 3436: «clavus»; в
pa ,el «clavis confixit». 156