История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
пронзили (= ״пастырь״ Зах. 13:7 (ср. 4:11) ! —И. Т.), и будут рыдать
о нем, как рыдают об единственном (היחיד; в абсолютном больший-
стве случаев в Библии (и, в т. ч., здесь) это слово употребляется в
смысле ”единородный сын״ (ср. Vulgata ad 10с.: unigenitum)338 . —
И. Г.), и скорбеть о нем, как скорбят о первенце» (ср. Яс.,53
(особ. 53:5!)). Заметим, что в Ин. 19:37 и Отк. 1:7 текст Зах. 12:10
рассматривается как относящийся к распятому Иисусу (назван-
ному в Ин. 1:14, 18, 3:16, 18, 7 Ин. 4:9 μονογενής («единородный»)). Указание на насильственную смерть кумранского Учителя
можно усмотреть также в тексте Завещания Левия 16:3—5, где этот
патриарх «предвещает» следующее: «И Человека (или: ”Мужа"
(ανδρα); ср. 4QpPs37 3:14—15. — И. Г.), который силой Всевышнего
обновит Закон (καινοποιουντα (varia lectio άνακαινοποιουντα) νόμον;
зд., по-видимому, намек на законодательную и экзегетическую ак-
тивность Учителя — автора (или одного из авторов) кумранской
Торы (QT); ср. также 1QH 4:27—28. — И. Г.), вы (sc. священники и
левиты.— И. Т.) назовете обманщиком (πλάνον; ср. 1QH4:17—18
и др/месга из Гимнов. — И. Г.), и, наконец, вы замыслите убить его,
не распознав его величия (ανάστημα; ср. 1QH4:8—9, 23 ит.д.; v. 1.
άνάστασιν ("воскресения”). — И. Т.); по вашей нечестивости вы
возьмете невинную кровь на свои головы (курсив мой. — И. Г.)339 ...
Не останется у вас места чистого... доколе он вновь не посетит (вас)
(έως αύτός πάλιν έπισκέψηται (ύμας); cp. CD 6:10—И, 19:9—10, 20:32—
34 (см. также ниже, гл. III, 6, § 1). — И. Т.) и по состраданию не
примет вас через веру (ср. lQpHab 8:1—3. — И. Т.) и воду (ср. 1QS
3:4—8, 4:21, 5:13—14; ср. также: Иосиф, Война, II, 129, 138, 161).—
И. Г.)»340. Άνήρ («Человек»/«Муж») Зав. Левия 16:3—5, по-видимо-
му, тождественен с Новым Священником (exhypothesi Учителем
праведности) Зав. Левия 17:2—18:14 (последний текст, как было от-
мечено выше, был создан при жизни Нового Священника — resp.
кумранского מ1ךה). По смерти Учителя, когда стало очевидным,
что ему удалось осуществить лишь часть функций, которые, по
мнению автора Зав. Левия 17:2—18:14, должен был осуществить 338 Ср.Быт. 22:2, 12, 16, Мер. 6:26, Ам. 8:10, Прит. 4:3; ср. греч. μονογενής (см.
Суд. 11:34 (LXX), Зав. Вениамина 9:2 (!)). 339 Ср. 1 Ен. 47:1, 4 где говорится о «крови Праведника» {exhypothesi Учителя пра¬
ведности; см. ниже, гл. III, 6, § 3). 340 См. также: Meyer, Ursprung..., Bd. II, S. 172; A. Dupont-Sommer, Le Testament de
Levi et la Sect de Г Alliance, SemiticalV (1951—1952), pp. 44f.; Philonenko, Interpola¬
tions..., pp. 13—16. CpA. Hultgdrd, Croyances messianiques des Test. XII Part., Upp¬
sala 1971, pp. 44—53. 155