История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
ром(ами) Дамасского документа с ,*преломленным״ ,״уничтожен־
ным״ ”жезломמלןל) ״; также: "прут״ ,״палка")332 — "благоволением"
(נעם) = "пораженным" добрым "пастырем"333 , жизнь которого была
оценена нечестивцами в тридцать серебренников (см. Зах. 11:4—
13), т. е. в цену раба (см. Исх. 21:32 (ср. Завещание Гада 2:3); в
кн. Захарии, по-видимому, имеется в виду Раб Господа)334 .—
И. Г.)335 . Эти будут спасены во время Посещения...» Поскольку
приведенный текст Си 19:8—11 был написан по «приобщении (т. е.
кончине.— И. Г.) Единственного Учителя» (см. СБ 19:35—20:1,
20:14—15), здесь, как кажется, можно усмотреть указание на то, что
данный кумранский лидер был умерщвлен. В этой связи отметим,
что в ночь перед распятием Иисус экстраполировал текст Зах. 13:7
на себя (как «пастыря») и апостолов (= «овцы»). А средневековый
еврейский философ, ученый и поэт Авраам ибн-Эзра (1092—1167)
рассматривал данный пассаж как предсказание о гибели Мессии,
сына Иосифа — трагического предтечи победоносного Мессии,
сына Давида. Что касается образа «пробудившегося» «меча» (חרב;
также: «орудие», «инструмент»; метаф. «насилие», «война» и т. п.)336 ,
используемого в тексте Зах. 13:7 (фигурирующем в 19:7—9 в качестве своеобразной «леммы»), то, судя по СО 19:10Ь—15а и
8:1—3, кумраниты (подобно Иисусу), по-видимому, воспринимали
его не как указание на конкретное орудие умерщвления, а метафо-
рически, как символ насилия, жестокого отмщения, убийства и т. п. Обращает на себя внимание тот факт, что почивший Учи-
тель праведности трижды обозначен в Дамасском документе (20:1,
15, 32) как «Единственный»337 (היחיד). В свете приведенного выше
текста СО 19:7—9 можно, как нам представляется, говорить о том,
что данное наименование возникло под влиянием Зах. 12:10, где
предвещается, что в Конце дней иудеи «воззрят на того, которого 532 Ср. СО 6:7, 9, 4<ЗРВ1:2, где Учитель фигурирует под обозначением מחוקלן
{«Жезл» гевр. «Законодатель».) Ср. также СО 7:19—20, где שבט («жезл», «скипетр») —
это, возможно, Учитель праведности гесИумю (см. ниже, гл. III, 6, § 1—2). См. также
след. прим. 333 Ср. 1 Пет. 2:25, 5:4(!), Ин. 10:7—18; см. также Матф. 26:31, Мк. 14:27,
Ин. 16:32. 334 Ср. Матф. 26:15, 27:5, 9—10; ср. также Дея«. 1:16—18. 335 Заметим, что в Зах. 11:4—14 Господь идентифицирует Себя с добрым «пас-
тырем» (ср. Ис. 40:11, #ез.,34) и «жезлом». (Последний, одновременно, фигурирует
здесь в качестве посредника между трансцендентным Богом и человечеством, как одно
из «орудий», с помощью которых Господь управляет миром людей.) 336 См. е.%. Быт. 27:40, Прит. 5:4; см. также Суд. 7:20, Ис. 34:6, Иер. 12:12, 47:6
и т. д. 337 Ср. 4(3416, 418, й*. 9, 1:6. 154