История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
§ 2 . Гибель Учителя праведности.
«Гробница Цадока» I Судя по текстам Дамасского документа (СО) 19:35—20:1 и
20:14—15, Учитель праведности «приобщился» (326האסף) к праот-
цам за са. 40 лет до наступления Конца дней (са. 97/96 гг. до н. э.),
т. е. около 137/136 гг. до н. э., будучи, по-видимому, в преклонном
возрасте (ср. 1(}Н 9:34 (Гимн № 14): «...и до старости (букв, "до се-
дины". — И. Т.) Ты опекаешь меня...»; ср. также: 40рРв37 3:17—19).
Кумранский מורה («Учитель»), очевидно, окончил свои дни в Иеру-
салиме, где, судя по СО 6:4—5327, 11—14, 11:21—22 и 12:1—2, об-
щинники проживали какое-то время по возвращении из Сирии. В
связи с данным предположением обращает также на себя внимание
текст Медного свитка (3(^15) 11:2—7, где упоминается «гробница
Цадока» (ус. Учителя праведности (?!)328), расположенная поблизо-
сти от Храма329 . Текст Дамасского документа (СО) 19:6—11 позво-
ляет предположить, что смерть Учителя была насильственной.
Здесь о מ1רה и его пастве говорится следующее: «"О меч, поднимись
(букв.: "пробудись". — И. Т.) на пастыря моего (= Разъясняющий
Учение— Учитель праведности (см. СО 7:18—19, 19:4—5 (ср. 6:4— II)330. — И. Т.), на друга моего, говорит Бог; порази пастыря и
1рассеются овцы, и Я обращу руку Мою на малых" (Зах. 13:7). Бед-
ные (или: "смиренные". — И. Т.) из стада (овец) — это те, кто ожи-
дают его (השומרים אותו (ср. Зах. 11:11); УС. ожидающие второго при-
шествия Учителя праведности (см. СО 6:10—11, 20:32—34 (см. так-
же ниже, гл. III, 6, §1)331), очевидно, отождествляемого авто- 326 Данный глагол употребляется для эвфемистического выражения как мирной,
так и насильственной (ср. Ис. 47:1, Ос. 4:3) смерти. 327 Об истолковании данного пассажа см. в: S. Iwry. Was There a Migration to Da-
mascus? The Problem of שבי ישראל. — El 9 (!969), pp. 80—89. 328 По поводу данного отождествления см.: Wacholder, Dawn..., р. 99f. 329 Б. Ц. Вахольдер полагает, что упоминаемая в 3Q15 11:2—7 гробница— это
«фиктивный (курсив мой. — И. Т.) мемориал основателю Кумранской общины»
(которого он отождествляет с Учителем праведности). (Dawn..., р. 100.), 330 См. также: Rabin, Documents..., р. 31; Schweitzer, Teacher..., р. 85. 331 В масоретском тексте Зах. 11:11 говорится: «...и тогда узнают бедные из стада
(овец), ожидающие Меня (אתי; выделено мной. — И. Г.)...» Замена масоретского אתי
(«Меня») на אותו («его») в CD 19:9 представляется умышленной: автор хочет указать 152