История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
видетельствованное в них «слово» Бога (зс. «слово» о возвращении
иудеев из Вавилонского плена и восстановлении страны) было произ¬
несено в первые годы (скажем, в первые 10 лет) после разрушения
Первого Храма323. Не исключена возможность, что кумраниты
после крушения их надежд са. 96 г. до н. э. могли использовать оба
из вышеупомянутых методор хронологической реинтерпретации
«видений» Второ-Иезекиила (4Ц390; ср. 1К^МекИ 2:7—8) и Дании¬
ла (Дан. 9:24—27) о времени наступления Конца дней. В этой связи
обращают на себя внимание отрывки 10рНаЬ 7:5—6, 9—10, 13—
14: «"Ибо видение все еще относится к установленному сроку; оно
говорит о Конце и не обманет" (Авв. 2:3а)... "Если замедлит своим
приходом, ты, тем не менее, жди его (ус. Мессию. — И. Т.), ибо он
обязательно придет и не запоздает" (Авв. 2:ЗЬ)... ибо все периоды,
установленные Богом, наступают в свой черед (или: "в свои назна¬
ченные сроки". — И. 71), как Он предначертал относительно ни[х] в
тайнах Своей премудрости». Заметим также, что события, отра¬
женные в Комментарии на книгу пророка Наума (40рЫаЬ), со¬
зданном, как будет показано ниже (гл. И, 2, § 3), в 88 г. до н. э., про¬
исходят, с точки зрения кумранитов, накануне Конца дней (см.
40рЫа1г 2:2, 3:3, 4:3). Кажется правдоподобным предположить также, что после
нескольких разочарований, связанных с фактом неприхода Мессии
в ожидаемые сроки, кумраниты могли прийти к заключению, что
Царствие Божие уже наступило («неприметным образом»; ср.
Лк. 17:20—21 (!)). В связи с этим уместно упомянуть сочинение «О
созерцательной жизни», 13, где Филон Александрийский говорит,
что терапевты (египетская ветвь ессейского движения; см. е. g.:
Епифаний, Панарион, XXIX, 5, I324), «стремясь к бессмертной и
блаженной жизни», считают, что «земная жизнь (1. е. история. —
И. Т.) уже кончилась (курсив мой. — И. Г.)»325 . 323 Ср.: Sir Isaac Newton, Observations upon the Prophecies of Holy Writ; particularly
the Prophecies of Daniel and the Apocalypse of s. John, ch. 10. 324 См. также e. g.: G. Vermis, The Etymology of «Essenes», RQ7 (1960), pp. 427—
443; idem, Essenes and Therapeutae, RQ 12 (1962), pp. 495—504; M. M. Елизарова, Об¬
щина терапевтов, Москва 1972; idem, Сведения о ессеях и терапевтах в «Хронике» Геор¬
гия Амартола, ПС 25 (88), 1974, сс. 73—76. 325 Ср. кальвинистскую теологическую доктрину осуществленной эсхатологии. Швейцарский «диалектический» теолог и философ Карл Барт (1886—1968) в «По¬
слании к римлянам» (1918 г.) выразил убеждение, согласно которому исключительное
значение учения Иисуса из Назарета заключается в том, что он убедил своих адептов в
необходимости верить в существование Царства Божьего здесь и теперь и призвал че¬
ловечество подчиняться законам этого Царства. 151