История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
40рКаЬ 1:3, 2:9—10), придет Мессия, будут наказаны неправедные
и идолопоклонники (ср.Дан. 9:27) и «наполнится земля познанием
Славы Господа, подобно тому, как воды наполняют мо[ре]» (Лев. 2:14
(ср. Ис. 11:9Ь)— 10рНаЬ 10:14—15). Думается, что такого рода
увещевания братии могли быть актуальны и эффективны лишь в
первые годы после неоправдавших надежд 97/96 гг. до н. э. В этой связи заметим, что в «Иудейской войне», I, 70 и «Древ¬
ностях», XII, 322 Иосифом Флавием используется эсхатологическая
хронология, согласно которой наступление Конца дней ожидалось
са. 86 г. до н. э. (Данная хронология связывается иудейским исто¬
риком с пророчеством Даниила о семидесяти седьминах320 .) Эта
дата наступления Эсхатона могла быть определена теми иудеями,
кто ожидал, что начало Метаистории будет иметь место по проше¬
ствии десяти юбилеев со времени разрушения Первого Храма (как,
например, это делали кумраниты; см. 4(}390 (Второ-Иезекиил),
11<ЗМе1сЬ) и считал возможным (на основе Лев. 25:10—11) рас¬
сматривать юбилей как временной цикл, равный не 49321, а 50 го¬
дам322. Эсхатологическая хронология, основывавшаяся на 50-летних
юбилеях (10x50), могла быть «скоррелирована» с хронологией,
представленной в Дан. 9:24—27, посредством допущения, что под
«словом» Господа о будущем восстановлении Иерусалима, зафик¬
сированном в Дан. 9:25, подразумевается не то «слово», что было
передано через Иеремию са. 587/586 гг. до н. э. (Иер., 32), а то, что
записано в Иер., 50 или/и девтероканоническом Послании Иере¬
мии 1:3 (создано до 1в. до н. э.; ср. рар 7<2Ер1ег %г (=7(^2)). Кон¬
текст двух последних пассажей позволяет предположить, что зас¬ ником, предводителем» Да». 9:25 (предположительно, Киром Великим; см. прим. 306 к
гл. II)), и «народ предводителя» (ус. Антиоха IV Епифана) «разрушит город (\. е.
Иерусалим. — И. Т.) и Святилище». В этом пророчестве Даниила об иноземном враге
кумраниты могли усмотреть намек на опустошительное нашествие «киттиев» на
Иудею «к Концу дней» (/. е. накануне Эсхатона; ср. Матф., 24, Мк., 13, Лк. ,21,
Отк. И :2—9, 13:5—18, 20:7), а в убийстве «помазанника»— указание на неизбежное
скорое уничтожение нечестивого первосвященника Александра Янная. 320 В связи с пассажем «Войны», I, 70 ср. прим. прим. 312 к гл. II. Что касается
«Древностей», XII, 322, то здесь Иосиф говорит, что осквернение Храма (в 168/167 гг.
до и. э.) «произошло в соответствии с пророчеством Даниила (ус. Да». 9:27, 11:31.—
И. Т.)у имевшим место за 408 лет до этого»; таким образом, судя по данному исчисле¬
нию, окончание 490-леггнего цикла ожидалось са. 86/85 гг. до н. э. ((168/167+408)-490). 321 Юбилей рассматривался как период времени, равный 49 годам, автором(ами)
Книги Юбилеев, некоторыми рабби (см., например: *Арахын, 12Ь, Недаром, 61а
(р. Иуда); ср. Седер 'Олам, 15), а также самаритянами. 322 50-летние юбилеи обычно относятся в раввинистической литературе к периоду
Первого Храма. 150