История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
н. э.)4. Осуществленный в 1990/1991 годах радиокарбонный анализ
кожи, на которой были написаны ряд рукописей, показал, что она
принадлежала животным, убитым между 209/117 гг. до н. э. и 21 г.
до н. э./61 г. н. э.5 Радиокарбонный анализ льняных полотнищ, в
которые были завернуты некоторые манускрипты, свидетельствует, 4 F. М. Cross, The Development of the Jewish Scripts [in:] The Bible and the Ancient
Near East. (Essays in Honour of W. F. Albright), ed. by G. E. Wright, New York 1961,
pp. 133—202. См. также: J. C. Trever, A Paleographic Study of the Jerusalem Scrolls,
BASOR 113 (1949), pp. 6—23; F. M. Cross, The Ancient Library of Qumran and Modem
Biblical Studies, New York 1958, p. 88; N. Avigad> The Paleography of the Dead Sea Scrolls
and Related Documents, SH 4 (1958), pp. 56—87; S. A. Bimbaum, The Hebrew Scripts, Lei¬
den 1971; J. T. Milik, The Books of Enoch, Oxford 1976; B. Z. Wacholder, The Dawn of
Qumran, Cincinnaty 1983, pp. 205—207; 278, nn. 169—70; M. E. Stone, Enoch, Aramaic
Levi and Sectarian Origins, JSJ 19 (1988), p. 160; F. R. Callaway, The History of the Qum¬
ran Community, Sheffield 1988, pp. 53—61. 5 G. Bonani, M. Broshi, I. Carmi, S. Ivy, J. Strugnell, W. Wdlfli, Radiocarbon Dating of
the Dead Sea Scrolls, *At. 20 (1991), pp. 27—32. См. также: Z. J. Kapera, AMS Carbon 14
Dating of the Scrolls, QCh 2/1 (1992), pp. 39—43. Радиокарбонному анализу (т. н. the
Accelerator Mass Spectrometry (AMS) Carbon-14 method) были подвергнуты 8 рукопи¬
сей из Вади-Кумрана (4QTestQahat (Завещание Кехата), 4Q365 (Парафраз Пятикни¬
жия), lQIsa (свиток кн. Исайи), 4QTestLevi (Завещание Левия), 4QSamc (свиток
кн. Самуила), 11QT (Храмовый свиток), lQGenApoc (Апокриф кн. Бытия), 1QH
(Благодарственные Гимны); все документы написаны на коже), 2 рукописи из Масады
(Masada 1039/211, Masada 1747/10 (сектантский документ); оба текста написаны на
коже) и по одному папирусу из Вади-Далиеха, Вади-Сейаля, Вади-Мураббаат и Хир-
бет-Мирда (районы западного побережья Мертвого моря и Иудейской пустыни). Ре¬
зультаты следующие: папирус, на котором написан документ из Вади-Далиеха (текст
датирован 352 или 351 гг. до н. э.), был собран, согласно данному анализу, в период
между 405 и 354 гг. до н. э. (вероятность 55%); кожа, на которой написан кумранский
текст 4Q365 (палеографически датируется 125—100 гг. до н. э.), принадлежала живот¬
ному, убитому в период между 209 и 117 гг. до н. э. (вероятность 88%); lQIsa (пал. дат.
125—100 гг. до н. э.) — 202—107 гг. до н. э. (вер. 95%); 4QTestLevi (пал. дат. кон. II—
нач. I вв. до н. э.) — 191—155 гг. до н. э. (вер. 59%) или 146—120 гг. до н. э. (вер. 41%);
4QSamc (пал. дат. 100—75 гг. до н. э.) — 192—63 гг. до н. э.; Masada 1039/211 (пал. дат.
30—1 гг. до н. э.) — 169—93 гг. до н. э.; Masada 1747/10 (пал. дат. 30—1 гг. до н. э.) —
33 г. до н. э.—74 г. н. э.; 11QT (пал. дат. кон. I в. до н. э.—нач. I в. н. э.) — 97 г. до
н. э. — 1 г. н. э.; lQGenApoc (пал. дат. кон. I в. до н. э.—нач. I в. н. э.)—73 г. до н. э. —
14 г. н. э.; 1QH (пал. дат. 50 г. до н. э.—70 г. н. э.) — 21 г. до н. э.—61 г. н. э.; папирус
из Вади-Сейаля (датирован 130—131 гг. н. э.)— 28—122 гг. н. э.; папирус из Вади-
Мураббаат (датирован 134 г. н. э.)— 69—136 гг. н. э.; папирус из Хирбет-Мирда
(датирован 744 г. н. э.) — 675—765 гг. н. э. Неразрешимую в настоящее время проблему для физиков представляет результат
радиокарбонной датировки кумранского текста 4QTestQahat (пал. дат. 100—75 гг. до
н. э.) — 388—353 гг. до н. э. (!) (вероятность 34%). Ученые не исключают возможности
контаминации в процессе анализа данного документа. (См.:Bonani et al., Dading...,
pp. 29ff.) 15