История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Иосиф, Древности, XIV, 248)299.— И. Г.)». Из отрывка явствует,
что современный автору Комментария иудейский правитель носил
титул «царя» (ср. 4QpNah 2:9—10300; ср. также 1 Ей. 38:6, 62:1, 3, 6,
63:1, 2, 12, 67:8, 12). Известно, что до появления римлян у границ
Иудеи в стране было пять человек, носивших этот титул. Как отме-
чалось выше, первым из Хасмонеев провозгласил себя царем Арис-
тобул I; он царствовал около года, со 104 по 103 гг. до н. э., причем
последнее время был практически прикован к постели тяжелой 60־
лезнью. Ему наследовал его брат Александр Яннай, который был
царем 27 лет, до 76 г. до н. э. Греческий географ и историк Страбон
(ок. 64/63 гг. до н. э.—ок. 20 г. н. э.) в своей «Географии» (XVI, 2,
40) говорит (в отличие от Иосифа Флавия), что именно Александр
(а не Аристобул I) первым из хасмонейских первосвященников воз־
ложил на себя царский венец. С 76 по 67 гг. до н. э. во главе госу־
дарства находилась вдова Янная, царица Александра Саломея, а
функции первосвященника в этот период выполнял ее сын Гир-
кан И. По смерти Саломеи в 67 г. до н. э. три месяца царствовал
Гиркан {си.: Иосиф, Древности, XV, 180), а затем три года и три
месяца царем и первосвященником был другой ее сын — Аристо־
бул II (см.: Иосиф, Древности, XV, 244). Следовательно, до весны
65 г. до н. э., т. е. времени, являвшего, как было показано выше,
terminus ante quem создания Комментария на Аввакума, он цар־
ствовал около года. Отметим также, что годы с 69 по 63 до н. э.
Аристобул и Гиркан провели в непрерывной и жестокой междоу־
собной борьбе за власть. В 63 г. до н. э. Помпей Великий захватил
Иудею и лишил ее права иметь царя. Очевидно, что кратковремен־
ные царствования Аристобула I, Гиркана II и Аристобула II могут
быть исключены из поля зрения, тем более что деяния этих людей в
рассматриваемый период не согласуются с тем, что сообщается в
тексте Комментария на Аввакума 11:8—12:10 о Нечестивом свя־
щеннике, царствовавшем в Иудее в период создания данного про־
изведения. Следовательно, остается Александр Яннай — «нечести-
вец (רשע) по природе своей» (В. Т. Берахот, 29а; ср.: Иосиф, Древ־
ности, XIII, 376 и 399), прозванный иудеями «Фракидом» (0pa1d8av; 299 Как замечает Б. Бикерман, «термин этнос являлся официальным обозначением
еврейского народа» в период селевкидского господства в Иудее. (Государство...,
сс. 153f.) 300 В этом тексте, созданном при жизни царя Александра (см. ниже, гл. II, 2, § 3),
говорится, что «из-за совета» «вводящих в заблуждение Ефрема» (= фарисеи) «погиб-
нут цари (מלכים), начальники, священники (כוהנים) и народ (עם) вместе с присоеди-
нившимися прозелитами, города и роды...» Ср. также: Лмусин, Тексты..., с. 227,
прим. 55. 143