История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
факта, что Комментарий на Аввакума создавался «в конечные дни»
(lQpHab2:5—6, ср. 9:6), во время жизнедеятельности «последнего
поколения» (lQpHab2:7, 7:2), в самом конце «последнего периода»
(lQpHab 7:2—13) — сорокалетнего «периода нечестия» (lQpHab 5:7—
8), время которого отсчитывалось со дня смерти Учителя (CD 20:13—
17; см. также CD 4:7—12, 6:8—14, 12:23, 15:7, 19:35—20: 1, 20:15, 23).
Судя по 4QpPs37 2: 5—8, Комментарий на Псалом 37 также был напи-
сан в «последний» («сорокалетний») «период нечестия», т. е. по смерти
Учителя праведности. (Ср. также CD 20:13—16 и 4QpPs37 1:17—
2:1; см. также ниже.) ( На наш взгляд, не исключена возможность, что священник
Иуда кумранских текстов идентичен с ессеем Иудой, упоминаемым
Иосифом Флавием в «Иудейской войне», I, 78—80 и «Древностях»,
XIII, 311—313. Судя по этим двум отрывкам, «старец» (ό γέρων)
Иуда являлся ессейским лидером во времена Аристобула I (104—
103 гг. до н. э.) и Александра Янная (ср. В. Т. Киддуьиин, 66а и
Древности, XIII, 290—292) и обладал способностью предвещать
будущие события. Предсказания, по-видимому, осуществлялись им,
как и некоторыми другими представителями секты ессеев, на осно-
ве рационального (?) (ср.: Филон, О том, что каждый добродетель-
ный свободен, 80—82; idem, О созерцательной жизни, 78) толкова-
ния Священного Писания, включая книги пророков (см.: Филон, О том,
что каждый добродетельный свободен, 80—82; idem, О созерца-
тельной жизни, 25, 28—29, 78; Иосиф, Война, II, 159; Ипполит, Оп-
ровержение всех ересей, IX, 27; ср. также: Иосиф, Древности, XV,
371—379, XVII, 346—348; Война, II, 111—113)297 . Возвращаясь к вопросу об идентификации Нечестивого свя-
щенника II (о котором идет речь в lQpHab 11:8—12:10) с царем и
первосвященником Александром Яннаем, заметим, что решающий
довод в пользу данного отождествления заключен, как нам кажет-
ся, в тексте lQpHab4:l—3, где говорится о том, что «киттии»-
римляне «будут издеваться над царями (במלכים) и начальниками и
насмехаться над великим народом (297 298עם רב; sc. ,*этносом иудеев״
(ср. 4QpNah 2:3; 1 Макк. 8:23, 11:30, 13:36, 15:2; 2 Макк. 11:25; 297 У. X. Браунли и Ж. Карминьяк отождествляют Иуду кумранских текстов (= ес-
сей Иуда) с Учителем праведности. См.: Brownlee, Allusions..., рр. 16—20; idem, Priest...,
рр. 27f.; idem, Midrash..., pp. 95.—98; J. Carmignac, Les Elements historique des «Hymnes»
de Qumran, RQ 6 (1960), pp. 221Г.; idem, Cothenet, Lignee, Textes..., pp. 51, 53; idem, Qui
etait le Docteur de Justice?— RQ 38 (1980), pp. 235—246. Cp.: Woude, Vorstellungen...,
p. 239. Ср. также: J. Murphy-O’Connor, Judah the Essene and the Teacher of Righteous¬
ness, RQ 40 (1981), pp. 579—585 и J. Carmignac, Precisions, ibidem, pp. 585f. 298 По поводу перевода T1 OS? как «великий народ» см.: Horgan, Pesharim..., р. 30. 142