История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
ствующие стали «поносить» и «оскорблять» его, а также бросать в
него этроги (разновидность цитрусовых), которые, по обычаю,
держали в руках. Разгневанный Яннай ввел на территорию Храма
отряды наемников-язычников (писидийцев и киликийцев), которые
по его приказу убили шесть тысяч человек (Иосиф, Древности, XIII,
372—379; ср.: idem, Война, I, 88—89). Наконец, что касается упоминаемого в IQpHab 11:4—5 Иуды
(Иехуды), Исполняющего Закон — то это, по нашему мнению, один
из преемников (или непосредственный преемник) Учителя правед-
ности — Цадока, возглавлявший Кумранскую конгрегацию в пе-
риод создания Комментария на Аввакума. Иуда фигурирует как
глава «дома» (т. е. общины; ср. е. g. 1 Кор. 1:12, Рим. 16:10—11) также в
текстах IQpHab 8:1, 4QpPs37 2:13—15, CD 4:11, 20:26—27. Заметим,
что в последнем пассаже (а также, возможно, в 4QpNah 3:4,
CD 7:12—13, 13:23—14:2) имя «Иуда» употребляется в double еп-
tente: Иуда — лидер конгрегации и «Иуда» — вся конгрегация. По нашему мнению, Иуда, Исполняющий Закон, может быть
отождествлен со «Священником» (הכוהן), упоминаемым в Коммен-
тариях на Псалом 37 (4QpPs37) 2:17—19 и книгу пророка Аввакума
(IQpHab) 2:5—10 (и (NB) отождествляемым практически всеми ис-
следователями с Учителем праведности). В первом пассаже гово-
рится о том, что враги конгрегации «замышляют (יבקשו; букв,
"ищут". — И. Т.) поднять руку на Священника (он же Иуда, упомя-
нутый в 4QpPs37 2:13 (!). — И. Т.) и людей его общины», а во вто-
ром — что «[изме]няющие в конечные дни... не верят (לוא יאמינוא) в
то, что произойдет с] последним поколением, когда слышат (כשומעם)
(это) из уст Священника, в [сердце] которого Бог вложил [разу-
ме]ние (ср. 1QH2:17—18.— И. Т.), чтобы истолковывать (לפשור)
все слова Его рабов — пророков, [через посредство ко]торых Бог
рассказал обо всем грядущем своему народу». Таким образом, в от-
личие от кумранского пророка — Учителя праведности, получав-
шего «информацию» (в т. ч. касательно «всех тайн слов пророков»)
непосредственно «из уст Бога» (см. IQpHab 2:2—3, 7:4—5; QH,
passim; CD 2:12—13), его преемник— Священник обладал лишь
рациональной (?) способностью истолковывать (לפשור) книги про-
роков и на этой основе пытаться предсказывать будущее. Несовер-
шейный вид глагола האמץ в IQpHab 2:6 и глагола כקש в 4QpPs37 2:17
свидетельствует, что Священник был жив в период создания дан-
ных Комментариев, что, между прочим, также не позволяет отож-
дествлять эту фигуру с Учителем праведности, почившим ко времени
появления QpHab и QpPs37. Последнее явствует, в частности, из того 141