История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
простецы (одно из самоназваний рядовых общинников294. — И. Т.)
Иуда, Исполняющего Закон (יהודה עושה התורה). Бог осудит его
(.ус. Нечестивого священника. — И. Г.) на уничтожение так же, как
он (сам) замыслил уничтожить бедных (ישופטנו אל לכלה כאשר זמם
לכלות אביונים). А относительно того, что он сказал: ״За кровь горо־
да и насилие над страной״ (Авв. 2:17),— истолкование этого:
״город״ — это Иерусалим, в котором творил Нечестивый священ-
ник мерзостные дела и осквернил Святилище Бога; а ״насилие над
страной"— это города Иудеи, в которых он грабил имущество
бедных». Фраза о том, что Нечестивый священник будет осужден
«на уничтожение так же; как он (сам) замыслил уничтожить» об־
щинников (строки 5—6), на наш взгляд, неопровержимо доказыва־
ет, что здесь (как, по־видимому, и в предыдущем отрывке) речь
идет не об эсхатологическом, а об историческом возмездии (ср.
10рНаЬ 9:9—12 !), которое, по мысли автора Комментария, должно
было постигнуть здравствовавшего в период создания данного
произведения иерусалимского первосвященника (Нечестивый свя־
щенник И). Что касается преследований, которым, согласно тексту
строк 2—3, подверглись с его стороны общинники (которые, судя
по данным СВ (Дамасский документ), возвратились в Иудею в пе-
риод между второй половиной 40־х—первой половиной 30-х гг.
II в. до н. э. и 97/96 гг. до н. э. и проживали некоторое время в
Иерусалиме (ср. СЭ 6:11—14, 11:21—22, 12:1—2; ср. также К^М 1:1— 3); подробнее об этом см. ниже, гл. II, § 2, III), то они, по правдопо-
добному предположению Дж. Аллегро295, могли явиться следствием
участия ессеев (в т. ч., возможно, и непосредственно наших сектан-
тов) в народном восстании 94/93—88 гг. до н. э. против Янная, по-
давлявшемся первосвященником жесточайшим образом. Рассмат־
ривая вопрос об «осквернении» Нечестивым священником «Святи-
лища Бога» (строки 8—9), М. Сегаль296 предположил, что коммен-
татор имел здесь в виду следующий факт из биографии Александ-
ра. Осенью 94 г. до н. э. в праздник Кущей (Суккот), когда Яннай
«приблизился к алтарю Храма, чтобы принести жертву», присут¬ ных членов Кумранской общины. Ср. CD 19:7—9,1 Ен., 90, Зав. Иосифа, 19. См. также
ниже, гл. II, 3,1. 294 См.e.g. lQpMi, fr.7, 3, fr. 10, 5, fr. 20—21, 1QH 1:33, 2:9, fr. 15, 4.
Cp. 4QpNah 3:5,7—8. 295 Cm. e. g.: The Treasure of the Copper Scroll, New York 1960, p. 147; The Dead Sea
Scrolls: A Reappraisal, Harmondsworth 1978, pp. 108f; The Dead Sea Scrolls and the
Christian Myth, £ondon 1979, pp. 41—43. Cp.: Brownlee, Allusions..., p. 15. 296 Habakkuk «Commentary»..., pp. 136, 139. См. также: Brownlee, Midrash...,
pp. 206f. 140