История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
lQpHab 11:12 о «позоре», который «превзошел славу» Священни-
ка, то речь здесь может идти о сокрушительном поражении, нане-
сенном Яннаю в конце 94 г. до н. э. арабским царьком Оведой в
районе галаадской деревни Гадары288 . Александр потерял всю
свою армию и «едва спасся оттуда бегством в Иерусалим» (Иосиф,
Древности, XIII, 375; idem, Война, I, 90). «Позор» царя послужил
од ной из главных причин вспыхнувшего против него сразу же вслед за
поражением восстания. Незадолго до этих событий Александр Ян-
най совершил целый ряд успешных военных походов, захватив
ок. 97 г. до н. э. Гадару, сильнейшую крепость Аматунт, Рафию и
Антедон (Иосиф, Древности, XIII, 356—357; ср.: idem, Война, I, 87),
ок. 96 г. до н. э. — Газу (Иосиф, Древности, XIII, 356—364; ср.: idem,
Война, I, 87), наложив в конце 94 г. до н. э. дань на «моавитян» и
«галаадцев» (Иосиф, Древности, XIII, 374; idem, Война, I, 89) и, тем
самым, по-видцмому, стяжав себе «славу» талантливого полководца. Автор Комментария на Аввакума дорисовывает образ со-
временного ему иерусалимского первосвященника в следующем не-
посредственно за вышеприведенным пассажем тексте lQpHab 11:17—
12:10: «[,1Ибо насилие твое (по отношению) к Ливану (למוץ) обру-
шится на тебя (самого) и жестокость твоя (по отношению к) жи-
вотным (בהמות)] ужаснет тебя из-за крови человеческой и насилия
над страной, городом и над всеми его жителями״ (Авв. 2:17). Истол-
кование этого слова относится к Нечестивому священнику, дабы ему
было воздано (тем же), чем он (сам) воздал (289גמל) бедным (אביונים;
одно из самоназваний кумранитов.290 291 — И. Г.); ибо ״Ливан״
291(הלבנת) — это совет общины292 , а ״животныеוהבהמות 293) ״) — это 288 В «Войне», I, 90 вместо Гадары указывается Гаулана. 289 Об ассоциативном поле семитского корня gml см.: Я. Б. Янковская, «День спа-
сения — день милосердия» (От etflrim — йт gam&lim), ВДИ 1 (1994), с. 6. 299 См. также е. g.: lQpHab 12:6, 10, 4QpPs37 2:10, 3:10, 1QM 11:9, 13, 13:14, 1QH,
passim. Ср. Пс. Сол. 10:6. 291 В раввинистической литературе слово «Ливан» употреблялось для обозначения
Храма — места, «обеляющего» (מלבין) грехи, а в раннехристианской литературе — как
символ церкви. См. е. g: Schoeps, Beobachtungen..., S. 77; Buchanan, Teacher..., pp. 556f.;
Driver, Scrolls..., p. 458. Предполагают, что и в нашем случае «Ливан» намекает на об·
щину-храм. См. е. g.: Buchanan, ibidem; Driver, ibidem; Gdrtner, Temple..., pp. 43f.;
Brownlee, Midrash..., pp. 199f. 292 Выражение עצת היחד здесь и в ряде других текстов, возможно, служит для обо-
значения собрания полноправных членов общины. См. е. g.: Schoeps, Beobachtungen...,
S. 76. He исключена, впрочем, возможность, что под «советом общины» подразумева·
ется коллективный руководящий орган конгрегации. 293 Слово בהמות («домашние или дикие животные», «звери»), по-видимому, слу-
жило в качестве одного из самообозначений ессеев, в частности, рядовых полноправ¬ 139