История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
справедливо замечает У. X. Браунли, мы можем говорить о том,
что по кумранскому календарю 1-й день 7-го месяца (день Нового
года (1 тишри)) падал, вероятно, где-то на середину сентября или
же дни, близкие ко дню осеннего равноденствия279 . Принимая во внимание вышесказанное, попытаемся согласо¬
вать данные 10рНаЬ 11:4—8 с тем, что нам известно о деятельнос¬
ти Ионафана I Маккавея. Судя по 1 Макк. 12:32 и «Древностям»,
XIII, 179, Ионафан посетил Дамаск (в последний раз)280, по-види-
мому, в 144 г. до н. э. Именно тогда (гипотетически, в конце сен¬
тября или в начале октября) и могло, на наш взгляд, произойти
вышеупомянутое столкновение, о причинах которого остается те¬
перь только догадываться281. Из Дамаска Ионафан «возвращает¬
ся» в Иерусалим и появляется в Храме (Иосиф, Древности, XIII,
181; ср. 1 Макк. 12:35). По официальному календарю День Искуп¬
ления приходился в 144 г. до н. э. на 19 октября282 ; так что, если наша
реконструкция верна, первосвященник Ионафан вполне мог успеть
подготовиться к богослужению Судного Дня того года283. Вскоре
после этого Ионафан попадает в плен к Трифону (1 Макк. 12:38—48;
Иосиф, Древности, XIII, 187—193), и зимой284 143/142 гг. до н. э.
его умерщвляют, к вящей радости кумранитов. Казалось бы, автор Комментария на книгу пророка Авваку¬
ма исчерпал тему, связанную с преступлениями и наказаниями Не¬ Б. Ц. Вахольдер иМ.Г. Абегг, «в дополнение к псевдосолнечному 364-дневному ис¬
числению создатели кумранского календаря придумали также то, что может быть на¬
звано псевдолунными месяцами (состоящими из 29 и 30 дней (попеременно) плюс до¬
полнительный день в конце 3-го года. — И. Т'.)... Каждый третий год полная луна и
первый день солнечного календаря совпадали, как это было в неделю Творения».
(Ibidem, р. X.) 279 Priest..., рр. 33f. Ср: Driver, Scrolls..., рр. 28Iff., 330—335. 280 Ср. 1 Макк. 11:62; Иосиф, Древности, XIII, 153. 281 Основной причиной столкновения могли послужить, по нашему мнению, при¬
тязания Учителя праведности на первосвященство (см. выше). Кроме того, Нечести¬
вый священник I — Ионафан I мог обвинить общинников в отходе от религии отцов,
официального календаря, в военно-политической индифферентности в период борьбы
за национальную независимость и т. п. 282 Эта дата определена по: R. Parker, W. Dubberstain, Babylonian Chronology,
626 В. C.—A. D. 75, Providence 1956, p. 41. 283 Обычно первосвященник иерусалимского Храма с группой священников перед
Судным Днем 8 дней находились в изоляции, дабы не оскверниться в той или иной
форме. Накануне 10-го тишри первосвященник постился, чтобы в Судный День не ос¬
кверниться испражнениями. Всю ночь, предшествующую богослужению Йом Хаккип-
пурим, он бодрствовал во избежание семяизлияния во сне. См.: М. Йома, 1,1—7. 284 В 1 Макк. 13:22 и Древностях, XIII, 208 говорится, что незадолго до гибели
Ионафана выпало очень много снега, «который занес все дороги». 137