История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
на Аввакума, в которой говорится о Нечестивом священнике I —
предположительно первосвященнике Ионафане I Маккавее (10рНаЬ
8:3—1 1:8)274. В данном отрывке автор Комментария вновь напоми-
нает о «преступлении», совершенном Нечестивым священником в
отношении Кумранской общины и ее лидера — Учителя праведно-
сти, «преступлении», за которое он несет, по мнению общинников,
тройное наказание: насильственная смерть «в горестях души», оск-
вернение трупа и эсхатологическое наказание огнем. Текст гласит:
«Истолкование этого (ус. Лев. 2:15.— И. Т.) относится к Нечести-
вому священнику, который преследовал Учителя праведности, да-
бы поглотить его (или: ’,пошатнуть275 его”. — И. Т.) в пылу гнева
своего, в доме (.ус. место. — И. Т.) его (/. е. Учителя. — И. Т.) изгна-
ния (אבית 276 גלותי); и (вот) во время праздника покоя, Дня Искупле-
ния, он явился к ним (ус. к общинникам. — И. Г.), дабы заставить
их пошатнуться и споткнуться в День Поста, Субботу их покоя
{ггг. Субботу Суббот— Судный День. — И. Г.)». Слово גלות («из-
гнание») предполагает, что столкновение произошло за пределами
Иудеи, а именно, судя по данным СЭ 6:5, 19, 7:14—15, 19 (!), 8:21,
19:34, 20:12 (ср. СЭ 4:2, 1<}М 1:2—3, 1С)Н4:9, 5:5 и 4дА11АЫ8 =
4дТе81Ье\1с, А4 ,1 .־), в Дамаске. Поскольку, как было отмечено вы-
ше, отправление храмовой службы в День Искупления (10־й день
7-го месяца {Лев. 23:27); сентябрь/октябрь) практически невозмож-
но без первосвященника, появление Нечестивого священника среди
общинников, должно быть, имело место не в Судный День по ор-
тодоксальному лунно-солнечному календарю, а в Судный День по
кумранскому солнечному календарю277 . Точная корреляция офици-
ального и сектантского календарей нам неизвестна278; однако, как 274 Эту часть текста характеризует композиционное и идейное единство, позволя-
ющее, на наш взгляд, рассматривать ее как своеобразную отдельную «главу» Коммен-
тария. 275 По поводу данного перевода глагола בלע см .:Brownlee, Midrash..., рр. 18 If.,
187f. 276 בבית = אבית (ср. Mur. 42, 4). Подробно об этом см. е. g.:R. de Vaux, Quelques
textes hebreux de Murabba’at, RB 60 (1953), p. 27If.; Jeremias, Lehrer..., SS. 49f. 277 См. также e. g.: Sh. Talmon, Yom Hakkippurim in the Habakkuk Scroll, В 32
(1951), pp. 549f.; Jeremias, Lehrer..., SS. 52—57. 278 Cm. e. g.: Driver, Scrolls..., pp. 282f., 316—335; Brownlee, Priest..., pp. 33f. По дан-
ной проблеме см. также: Sh. Talmon, The Calendar Reconing of the Sect from the Judaean
Desert, SH 4 (1958/1965), pp. 173f.; Milik, Discovery..., p. 108; A. Strobel, Der 22 Tag des
XI Monats im essenischen Jahr, RQ 12 (1962), SS. 539—543; Wacholder, Abegg, Scrolls...,
pp. Xf., 60—101, 104—118; Eisenman, Wise, Jesus..., SS. 113—140, 187—201. (Псевдо)соднечный год кумранского календаря состоял из 364 дней (12 месяцев по
30 дней плюс дополнительный день в конце 3, 6, 9 и 12-го месяцев). Как замечают 136