История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
ние находится в полном соответствии с кумранско-ессейским уче¬
нием о всеобщем воскресении мертвых в «Конце дней» (см., напри¬
мер: 4Q521, fr. 2ii + 4, 12, fr.7+5ii, 6, 1QH6:29—30, 34; 8:31,
11:11—14, CD 4:3—4, 6:10—11, 4Q385, fr. 2, 8, 4Q181, fr. 1, 4—6,
4Q243—245 (psDana c), 53; cp. 1 Eh. 62:7—8; см. также ниже, гл. Ill, 6,
§ 1, I) и «наказании» нечестивцев «огнем» (см. е. g. lQpHab 10:5—
13, CD 2:5—7; см. также «Опровержение всех ересей» Ипполита (IX,
27), 1 Ен. 108:3; cp. 1QS 2:5—8, 1QH 3:24—36). Попытаемся согласовать предложенную интерпретацию тек¬
ста lQpHab 9:12—10:5 с тем, что нам известно о «судьбе» праха
Ионафана. Из 1 Макк. 13:24—30 и Древностей, XIII, 209—213 мы
знаем, что по возвращении Диодота Трифона в Антиохию Симон
«послал» в город Васкаму, что в области Галаадской, за «остан¬
ками», «костями» своего брата и «похоронил их в Модиине, городе
отцов своих», рядом с останками отца, матери и трех других брать¬
ев270 . При этом Симон воздвиг «гробницу» (τάφος, ταφή), отличав¬
шуюся громадными размерами, необыкновенной красотой и затей¬
ливостью украшений. «С передней и задней стороны» «сооруже¬
ние» было отделано белым «тесаным камнем». Этот «памятник»
(вернее, целый мемориальный комплекс) существовал и вызывал
всеобщее восхищение еще во времена Иосифа Флавия (37/38—после
100 г. н. э.). Думается,что такие почести, оказанные «нечестивцу»,
должны были раздражать кумранских ригористов, и это нашло, на
наш взгляд, отражение в вышеприведенном отрывке lQpHab 9:12—
10:5271. Создается также впечатление, что автор lQpHab хочет в
данном пассаже как бы противопоставить последнее прибежище
Нечестивого священника, exhypothesi гробницу Ионафана, «его
гнезду», «установленному» «на высоте» (но не «спасшему» его от
злой участи (ср. Авв. 2:9))— вероятно, возведенной Ионафаном
горной крепости Масада (см.: Иосиф, Война, VII, 285272)273. Обратимся, наконец, к рассмотрению пассажа lQpHab 11:4—8,
заключающего, по нашему мнению, ту часть текста Комментария 270 Ср.: 2 Сам. 21:12—14. 271 К этому отрывку непосредственно примыкает и продолжает его текст
lQpHab 10:5—11:2, в котором говорится об эсхатологических «наказаниях огнем»
адептов Проповедующего ложь и о «познании» правоверными «Славы Господа» в
Конце дней. Композиционно и по смыслу тексты lQpHab 9:12—10:5 и lQpHab 10:5—
11:2 составляют, на наш взгляд, одно целое. 272 Ср., однако: Y Yadin, Masada, New York 1966, p. 205. 273 Об иных истолкованиях пассажа lQpHab9:12—10:5 см. в работах: Jeremias,
Lehrer..., SS. 48f.; Stegemann, Entstehung..., SS. 113f.; Brownlee, Midrash..., pp. 159—166;
Nitzan, Pesher..., pp. 185f. 134