История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
комментируемом стихе Авв. 2:7 предполагает неожиданность напа-
дения на Священника его врагов, что хорошо согласуется с фактом
внезапного нападения на Ионафана приверженцев Трифона в
Птолемаиде262. Что же касается «болезней» (מחלים; или: «болей»;
«осквернений») Нечестивого священника (10рНаЬ 9:1—2)— ехку-
роМеы Ионафана Маккавея, то они могли явиться следствием жес-
токого обращения с ним в плену (где он, в частности, содержался в
оковах {Иосиф, Древности, XIII, 203)). Непосредственно вслед за текстами, в которых говорится о
гибели Нечестивого священника, помещен текст, «сообщающий»
об его эсхатологической судьбе (!ОрНаЬ 9:12—10:5): «״Горе добы-
вающему нечестивую добычу [для д]ома своего, дабы установить на
высоте гнездо свое (לשום במרום קני), чтобы спастись [от] злой ддани
(Авв. 2:9). Навлек ты позор на дом свой, учинил резню многих на-
ро[дов] и стал ты грешник[ом] (перед) собственной [ду]шой (Авв. 2:10).
Ибо ка[мень из] стены возопиет, [и] деревянная балка будет отве-
чать ему" (2:11). [Истолкование этого слова относится] к [Священ-
н]ику (ה[כוה]ץ), который...», — далее в тексте лакуна размером око-
ло полутора строк, за которой следует окончание отрывка,—
«...так что камни ее (אבניה) были уложены насилием, а деревянные
части ее (כפיס עיצה) грабежом. А относительно того, что сказано:
"Ты учинил резню многих народов, став грешником (перед) соб-
ственной душой" (Авв. 2:10), — имеется в виду Дом Суда (בית המשפט),
в котором Бог будет вершить среди многих народов свой Суд
(משפטו; или: "Суд над ним" (ус. Нечестивым священником). — 262 Косвенным подтверждением того, что Нечестивый священник погиб к моменту
создания К^рНаЬ служит, на наш взгляд, следующее обстоятельство. Стих Авв. 2:8
(«За то, что ты грабил мно[гие] народы, и тебя будут (курсив мой. — И. Т.) грабить
все остальные народы»), приведенный в 1 ОрНаЬ 8:14—15 непосредственно вслед за
Авв. 2:7 (оба стиха составляют единую комментируемую «лемму»), а также повторен¬
ный в К^рНаЬ 9:3—4, казалось бы, должен по логике и содержанию данной части
произведения (ср. К^рНаЬ 8:10—13; 9:12—10:1) «истолковываться» применительно к
Нечестивому священнику. Однако автор Комментария в 1(}рНаЬ9:4—7 «неожиданно» сообщает, что «истолкование» Авв. 2:8 «относится к последним свя¬
щенникам Иерусалима (ус. первосвященникам (ср. 4(ЗрКаЬ 1:11).— Я. 7.), которые
собирают 0^2(7״; курсив мой. — Я. Т.) богатства и добычу из награбленного у наро¬
дов; но в конечные дни их богатство вместе с их добычею будет отдано в руки воин¬
ства китгиев, ибо (именно) они являются "остальными народами"». Думается, что та¬
кой «комментарий» мог появиться в силу того, что лично Нечестивого священника
«ограбить» уже никто не мог по причине его смерти. В этой связи показательно, что
вторая часть приведенного в 1(^рНаЬ8:14 стиха Авв. 2:7 («...и они (ус. "кусающие" и
״мучающие״. — Я. Т.) будут (ЛГРГП; курсив мой. — Я. Т.) грабить тебя») осталась без
«истолкования». 131