История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
предложение, поддержанное многими представителями движения
фарисеев, явилось одной из основных, причин преследований, кото-
рым подверглась эта «секта» со стороны Гиркана I. Во втором пас-
саже сына Гиркана I, Александра Янная, увещевают следующим
образом: «Удовлетворись царским венцом, а жреческий венец ос-
тавь семени Аарона (зд. священникам-садокидам. — И. Г.)». Обстоятельства насильственной смерти Нечестивого священ-
ника конкретизируются в тексте 10рНаЬ 8:13—9:7: «"Не внезапно
ли (הלוא פתאום) поднимутся [кусающ]ие тебя и пробудятся мучаю-
щие тебя? И не станешь ли ты их добычей? (Авв. 2:7). За то, что ты
грабил многие народы, и тебя будут грабшъ все остальные народы"
(Авв. 2:8). [Истолкование этого относится к Священнику (הכוהן;
5с. Нечестивому священнику. — И. Т.)252, который восстал (מרד) и
нарушил законы [Бога; но Он поднял его врагов, которые на]па-
ли253 на него, дабы поразить его нечестивым судом (במשפטי רשעה);
и ужасы болезней (מחלים; или: "болей"254; "осквернений"255) злых
они наслали на него (или: "и гнусности совершали по отношению к
нему злые осквернители (256מחלים)". — И. Т.), и месть учинили над
телом (или: "трупом". — И. Т.) его плоти (257(□נוית בשרו . А относи-
тельно того, что Он сказал: "За то, что ты грабил многие народы, и 252 Контекст не вызывает сомнений в тождественности данного Священника с Не-
честивым священником. Подробно об этом см.: Jeremias, Lehrer..., SS. 42—44; Car·
mignac, Cothenet, Lign4e, Textes..., pp. 108f. См. также: Segalי Habakkuk Commentary...,
p. 138; Bardtke, Handschriftenfunde..., 1953, SS. 129, 137; Cross, Library..., pp. 108—109,
n. 68; Milik, Discovery..., p. 68. Одним из обозначений Хасмонеев было «священники
Всевышнего Бога». (См. с. g. Вознесение Моисея 6:1—2.) См. также Сир. 51:12:1Х
(евр. версия), где первосвященники-садокиды названы просто как «священники». Об
употреблении слова «священник» с определенным членом (|7ТОП) в Библии для обо-
значения именно первосвященника см. е. g.: R. de Vaux, Les institutions de PAncien Tes-
tament, vol. II, Paris 1967, p. 267; Stegemam, Entstehung..., S. 102, Anm. 328—329; Mur·
phy·O'Connor, Essenes..., p. 229. 253 Cp. восстановление Б. Нитцан (Pesher..., pp. 180f.) и A. M. Хаберманна
(Megillot..., p. 47). О возможных восстановлениях текста данного пассажа см.: Brown·
lee, Midrash..., pp. 146—148. Cp. lQpHab 9:10. 254 Cm.: J. T. Milik, Dix ans de dScouvertes dans le D£sert de Juda, Paris 1957, p. 49;
idem, Discovery..., p. 68. Cp.: Cross, Library..., pp. 108—109, n. 68. Cp. также 4Q181, fr. 1,
1—2. 235 Cm.: R. H. Eisenman, James the Just in the Habakkuk Pesher, Leiden 1986, p. 51. 256 He исключена возможность, что מחלים здесь — это причастие от חלל в hiph.
(одно из значений— «осквернять»). См.: Dupont-Sommer, Remarques..., р. 124; Ecrits...,
р. 276f. 257 М. П. Хорган переводит фразу גלית בשלו как «его разлагающаяся (decaying)
плоть» (Pesharim..., р. 18) или «труп его плоти» (1ibidem, р. 43); Р. X. Эйзенман— как
«плоть его трупа» (James..., pp. 50f.). Cp.: Betz, Riesner, Jesus..., SS. 98f. 128