История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
только до 63 г. до н. э., когда римский полководец Помпей вторгся
в Иудею и захватил Иерусалим. Заметим также, что текст Коммен-
тария на Аввакума 3:9—12 дает, на наш взгляд, возможность уточ-
нить terminus ante quem его создания.Здесь говорится, что «киттии,
которые будут топтать (ידושו) страну (sc. Иудею. — И. Т.) коня[ми
своими] и скотом245 своим... придут издалека (ממרחק יבואו), с остро-
вов моря (מאיי הים; или: "от морских побережий"246), дабы пожи-
ра[ть в]се народы, подобно орлу, ненасытно». Слово «издалека»
позволяет предположить, что Комментарий был создан до весны
65 г. до н. э., когда римляне, возглавляемые Лоллием и Метеллом,
взяли Дамаск (см.: Иосиф, Война, I, 127; idem, Древности, XIV, 29),
находящийся по соседству с Иудеей247 . Таким образом, гибель
Арисгобула II, Антигона и Гиркана II не могла попасть в поле
зрения комментатора и, следовательно, речь в lQpHab 9:8—12 мо-
жег идти только об убийстве Ионафана или Симона. Ключ к разрешению данной дилеммы дает, на наш взгляд,
текст 4QpPs37 (Комментарий на Псалом 37) 4:7—10: «"Следит нече-
стивый за праведником и ищет, чтобы [умертвить его]" (Пс. 37:32)...
Истолкование этого относится к Нечестивому [свя]щеннику, кото-
рый сле[дил за Учителе]м праве[дности248 и искал], чтобы умерт-
вить его [из-за посла]ния (или: "[послани]й" (בגלל האגר]ת] (или:
אגרו]ת]); sc. qmmt (?)). — и. г.) и Торы (והתורה), которые он (sc.
Учитель праведности. — И. Т.) послал ему (sc. Нечестивому свя-
щеннику. — И. Т ). Но Бог не249... и не [признал его виновным, ког-
да] его (ус. Учителя (ср. lQpHab 9:9—12, 11:4—8). — И. Т.) судили.
А ему (г. е. Нечестивому священнику. — И. Т.) воздал [Бог], предав
его в руку жесток[их] чужеземцев (עריצ[י] גואים; или: "чужеземных идр.; Wacholder, Dawn..., рр. 187, 193. Ср. Дан. 11:29—30, 1 Макк. 8:1—18 и
lQpHab 2:12—4:13, 6:1—8, 9:6—7. 245 Здесь могут подразумеваться мулы, ослы, быки, использовавшиеся в римской
армии в качестве тягловой силы. См.: Dupont-Sommer, Aperts preliminaires..., рр. 48—
50; Driver, Scrolls..., pp. 21f. Ср.: Иосиф, Война, II, 521,546; III, 121,125; V, 132. 246 Под «морскими побережьями» в раввинистической традиции часто подразуме¬
вались Греция и Италия. См.: Driver, Scrolls..., р. 206. Ср. Иез. 27:6 (Вулъг.). 247 Слово «издалека» лишний раз подтверждает правильность отождествления
«киттиев» из lQpHab с римлянами, ибо очевидно, что оно не могло быть употреблено
по отношению к находящимся по соседству Селевкидам. 248 Так же восстанавливает И.Ядин. (Temple Scroll, 1977, vol. I, p. 303). Дж. Ал¬
легро, Б. Ц. Вахольдер идр. читают в стк. 8: «который сле[ди]т за Правед[ником]...»
См.: Allegro, DJD V, р. 45; Wacholder, Dawn..., р. 91. 249 Здесь в тексте небольшая лакуна, которую обычно восстанавливают как (См. е. g.: Allegro, DJD V, р. 45.) Однако, судя по фотокопии, представляются возмож¬
ными альтернативные прочтения первых двух букв (во всяком случае, второй). 126