История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Комментария243 (см. также lQpHab 8:8—13,4QpPs37 4:7—10). Изве¬
стно, что из восьми хасмонейских первосвященников-правитепей пя¬
теро погибли от рук своих врагов. Это Ионафан, которого в 143 г.
до и. э. Диодот Трифон (псевдо-протектор Антиоха VI, претендо¬
вавший на селевкидский трон) хитростью заманил в Птолемаиду,
внезапно напал на его небольшой отряд, истребил его, а самого
Ионафана взял в плен и содержал в оковах. Зимой 143/142 гг. до
н. э., находясь в Васкаме, в области Галаадской, Трифон приказал
умертвить Ионафана Маккавея, несмотря на то, что незадолго до
этого получил от его брата Симоца в качестве выкупа сто талантов
серебра, а также двух его малолетних сыновей в качестве заложни¬
ков (см. 1 Макк. 12:39—13:24; Иосиф, Война, I, 48—49; idem, Древ¬
ности, XIII, 187—209). Сам Симон был убит в 134 г. до н. э. во вре¬
мя пира в крепости Док, в Иерихоне, своим вероломным зятем Птоле¬
меем, сыном Авува, и его людьми (см. 1 Макк. 16:11—17; Иосиф,
Война, I, 54; idem, Древности, XIII, 228). В 49 г. до н. э. привержен¬
цы Помпея Великого отравили Аристобула II. В 37 г. до и. э. по
приказу Марка Антония был умерщвлен Антигон. Наконец, в 30 г.
до н. э. царь Ирод казнил Гиркана II. Специальные исследования относительно употребления в
Комментарии на Аввакума глаголов совершенного и несовершен¬
ного видов неопровержимо доказывают, что приход часто упоми¬
наемых здесь «киттиев» (ex hypothesi римлян; см. выше, гл. II, 1, § 5),
для описания действий которых повсеместно используются глаголы
в форме несовершенного вида, рассматривается как событие буду¬
щего244 . Следовательно, данное произведение могло быть создано 243 Слово כלה в значении «уничтожение» встречается также в 1QS 2:6, 15, 4:13,
5:13,1QM 1:5,10, 16,4:12, 9:5—6,14:5, lQpHab 12:5 etc. 244 См.: Segal, Habakkuk «Commentary»..., pp. 133—137; idem, On the History of the
Sect Yahad, T 22 (1950—1951), pp. 136—152 (иврит); J. van derPloeg, L’usage du parfait
et de l’imparfait comme moyen de datation dans le Commentaire d’Habacuc [dans:]Les
manuscrits de la Mer Morte: Colloque de Strasbourg 25—27 mai 1955, Paris 1957, pp. 25—
35; idem, Le rouleau d’Habacuc de la Grotte de ‘Ain Fe§ha, BO'8 (1951), p. 10; Brownlee,
Historical Allusions..., p. 11; idem, Midrash..., passim; Carmignac, Cothenet, Ugnee, Tex*
tes..., pp. 49f.; Wacholder, Dawn..., pp. 187—193; Jeremias, Lehrer..., SS. 10—35. Судя no
lQpHab6:10—12 (cp. 3:10—13), комментатор имел достаточно фантастичные пред-
ставления о «китгиях»־римлянах. Во всяком случае, данные lQpHab о «киттиях» не
соответствуют тому, что нам известно о деятельности римлян в Иудее в 63 г. до н. э.
Подробно об этом см .:Driver, Scrolls..., pp. 197—216 (особенно р. 209). «Китти»-
римляне, рассматриваемые в Комментарии как наиболее могущественный из совре*
менных его автору народов, могли считаться таковыми в восточносредиземноморском
регионе уже с первой половины II в. до н. э. См.: M0rkholm, Antiochus IV..., pp. 34—38 125