История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
тметим, что кумраниты-ессеи, суда по 11 (}Т, 1()М 2:1—6, 4<ЗММТ,
СО 6:16, 20, 9:13—14, 11:17—22, 12:1—2, 8—9, 16:13, 4<}159, 1, 6—
12, 10БЬ 3:1, 4:25—28, в принципе, положительно относились к храмо-
ному культу, включая кровавые жертвоприношения (во всяком слу-
чае, эта практика допускалась до ожидаемого ими Эсхатона;
ср. ПОТ 29:9—10, 4<ЗР10г 1:2—6а), хотя и отказались временно от
непосредственного участия в службе (ср. СЮ6:11Ь—20, 9:13—14,
11:17—22, 16:13, 4ф59, 1, 6—12 (ср. Матф. 17:24—27); Иосиф, Древ-
пости, XVIII, 19; ср. также: 1(38 9:3—6; Филон, О том, что каждый
добродетельный свободен, 75) в силу того, что современный им Храм,
по их мнению, осквернен нечестивцами (СЭ 4:17—18, 6:11Ь—14,
12:1—2, 1<ЗрНаЬ 12:7—9).Согласно 4<ЗММТ, общинники пытались
убедить иерусалимского первосвященника (ехИуро^ея Ионафа-
на240 в начале его понтификата; ср. 4<ЗММТ С 29—34 и 10рНаЬ 8:9)
придерживаться ряда кумранских галахот и проводить храмовые
богослужения в соответствии с «некоторыми предписаниями» кумран-
ского «Учения» (מקצת מעשי התורה), однако, он не внял их увещева-
пиям и не оправдал их надежд (см. е. & !ОрНаЬ 8:9—13, 40рРв37 4:8—
9; см. также ниже). * 11рр. 161—177; Schmid, ibidem, SS. 75—77. Ср. 1QM 17:8, где мы встречаемся с персони-
фицированной Праведностью (צדלן), пребывающей на небесах, и CD 2:3—4. Ср. также
11мя Иоседек (7) י(ה)וצדלן Хр. 6:14) «Господь — праведность») и И ер. 10:10 («А Господь
Вог — Истина (1 ,(«(אמתQH 4:40. 11. Возвращаясь к упомянутому выше гипотетическому переводу фразы из
IQpHab 8:9 как «он назвался (или: "он был назван") именем Истины», напомним, что
одним из обозначений-«имен» Учителя праведности было «Истина» (ср. Ин. 14:6). Судя по
1QM 2 и 11QT, жреческий лидер кумранской общины — ex hypothesi Учитель правед-
пости (очевидно, рассматривавшийся своими адептами в качестве «духовного» перво-
священника «святилища человеческого»— Кумранской общины (ср. 4QpPs37 3:15,
CD 2:12—13, 6:7, 7:18—19, 4QPB 1:5 и 4QFlor 1:11; ср. также 4QAhA = 4QTestLevid,
fr. 3, 1, Зав. Левия, 18 и CD 3:19, lQSa 2:12, 19; 1QH 7:20—21 и Зах. 3:8)), претендовал
на пост иерусалимского первосвященника («главного священника» (הכוהן הראש;
1QM), «великого священника» (11 ;הכוהן הגדולQT)). Поэтому, возможно, что автор
Комментария на книгу Аввакума намекает в !QpHab8:8—13 на то, что Ионафан,
«назвавшись» (или «будучи назван») «главным священником» (hakkohen ha-rO’§), т. е.
«именем»־титулом «Истины»-Учителя праведности, «первоначально» оправдывал это
высокое звание, но в процессе «правления» стал совершать различные нечестивые по-
ступки и, тем самым, превратился в «Нечестивого священника» (hakkohen ha-raSa’; на
еврейском языке оба «титула» звучат похоже). Так что мы не исключаем возможности
гого, что рассматриваемая фраза из IQpHab 8:9 умышленно была построена автором
Комментария в double entente, что вообще характерно для кумранских рукописей. В
этом случае обе предложенные интерпретации текста IQpHab 8:8—13 не исключают, а
дополняют друг друга. 240 Ср.: Qimron, Strugnell, Letter..., р. 400. 123