История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
видимому, делало невозможным богослужение в Йом Киппур (День
Искупления, или Судный День), когда первосвященник единствен¬
ный раз в году должен был входить в Святая Святых иерусалимс¬
кого Храма238 . Только в 152г. до н. э. Ионафан Маккавей смог
вступить в Иерусалим, до того находившийся, как и многие другие
крупные иудейские города, в руках Селевкидов и еврейских элли¬
нистов (1 Макк. 9;50—73; Иосиф, Древности, XIII, 14—34), и был
назначен сирийским царем Александром Баласом на пост перво¬
священника иерусалимского Храма (1 Макк. 10:18—20; Иосиф, Древ¬
ности, XIII, 45). Кажется правдоподобным предположить, что
именно вступление героя маккавейского движения за национальное
освобождение и религиозную чистоту Ионафана (букв. «Господь
дал» (или: «поставил»)) на пост первосвященника и могло рассмат¬
риваться нашими общинниками как «призвание во имя Истины»,
то есть, во имя восстановления нормальной храмовой службы, а,
следовательно, и нарушенной мировой гармонии239 . В этой связи * 6 * * * * * 12238 См. также: Stegemam, Entstehung..., SS. 213f. 239 I. Cp. lQSb 4:25—26. И. Лебрам сопоставляет «Истину» Дан. 8:12 с египетской богиней Маат «־л1$, «обеспечивающей космический и социальный порядок». (K5nig
Antiochus..., SS. 768f.; см. также: idem, Jerusalem..., S. 117.) С. Моренц трактует египетс-
кое маат («истина», «правда», «праведность», «справедливость», «право- порядок», «божественное установление», «религиозные и нравственные устои» и т. п.)
как «надлежащий порядок в природе и обществе, который установил Творец, а посему
маат есть все, что правильно и точно. Вместе с тем, это закон, порядок, справедли-
вость и правда». (La religion egyptienne, Paris 1962, p. 157; см. также: Г. Франкфорт,
Г. А. Франкфорт, Дж. Уилсон, Т. Якобсен, В преддверии философии, Пер. Т. Н. Тол־
стой, Москва 1984, сс. 89f.) Cp. 1QS 1:19, 1QM 13:1—2, 9, 14:12, 1QH 1:30—31, где го-
ворится о «деяниях» божественной «Истины». Ср. также такие самообозначения кум-
ранитов, как «люди Истины» (е. g. 1QH 2:14 (?), 14:2, lQpHab7:10, 4Q298 3:6—7,
1QM 1:16 (?)),«сыны Истины» (resp. «сыны Его (или: "Твоей") Истины»; е. g. 1QS 4:5— 6, 1QM 17:8, 1QH 6:29, 7:29—30, 9:35, 10:27, 11:11,4Q427 (4QHa), fr. 7, 2:12), «община (Его) Истины» (е. g. 1QS 2:24, 26). См. также: Завещания Рувима 6:9, Дана 2:1, 5:2, 6:8, Асираб'Л, Иссахара1:5, Вениамина 10:3, 3Ездр. 4:34—41, 1QS 1:11—т-12, 4:16—24, 5:3, 8:2, CD 2:12—13, 4QpPs37 3:17, 4:4—5, lQpHab 7:10—12, 1QH 4:40 (cp. Иер. 10:10). В связи с Дан. 8:12 и lQpHab 8:8—9 заметим также, что в 1QS 5:6 и 8:9 Кумранская община-храм обозначена как «дом Истины (בית האמת) в Израиле». Cp. lQpHab 7:10— 12, где говорится о «неустанном служении» «людей Истины» «делу Истины (האמת)». Как было отмечено выше, в кумранских текстах אמת («истина», «правда») и צדק
(«праведность», «правда», «справедливость») часто употребляются как синонимы. По
представлениям древних евреев, «вселенский миропорядок представляет собой ...прав-
ду (справедливось (צדק ,צדקה). — И. Т), которой пронизан мир. Малейшее отсгупле-
ние от нее есть грех, ведущий к мировой катастрофе». (И. Ш. Шифман, Ветхий Завет и
его мир, Москва 1987, сс. 28—30; см. также: Н. Н. Schmid, Gerechtigkeit als Weltord-
nung, TObingen 1968; Betz, Oflenbarung..., S. 55; Jeremias, Lehrer..., S. 314.) О древнесе-
митской концепции צדק см.e.g.: R. A. Rosenberg, The god §edeq, HUCA 35 (1965), 122