История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
интересующему нас тексту. В Дан. 8:10—12 по поводу осквернения
иерусалимского Храма и насильственного прекращения иудаисте-
кого богослужения в декабре 167 г. до н. э. по приказу Антиоха IV
Епифана говорится следующее: «И он (иг. "рог" (си. Дан. 8:9)
= Антиох IV236 . — И. Т.) возвеличился до воинства небесного; и он
низринул на землю (часть) из сего воинства и звезд и попрал их. И
он (даже) возвеличил (себя) до Вождя воинства сего (/. е. заставлял
поклоняться себе как Богу. — И. Т.); и отнята была от Него ежед-
невная жертва, и брошено было место Святилища Его... И он сбро-
сил Истину (אמת (!) — И. Т.) на землю, и он действовал и преуспе-
вал». Известно, что хотя в декабре 164 г. до н. э. Иуда Маккавей и очи-
стил иерусалимский Храм и восстановил богослужение, первосвящен-
ником до 162 г. до н. э. оставался эллинист и эллинизатор, «предатель
законов и отечества» (2 Макк. 5:15), «нечестивец» {2 Макк. 13:7;
ср.: Иосиф, Древности, XII, 240) Менелай, повинный в гибели де-
сятков тысяч людей и ужасных осквернениях Святилища (см.
2 Макк. 13:4—8; Иосиф, Древности, XII, 384—385, ср. 362). Кроме
того, происходя из колена Вениамина (ср. 2 Макк. 3:4 и 4:23), он не
мог быть, по иудаистским законам, и простым священником. Со
162 г. до н. э. по 159 г. до н. э. контроль над Храмом осуществлял пер-
восвященник-эллшшзатор Алким, «предводитель» «мужей беззакон-
ных и нечестивых из израильтян» (7 Макк. 7:5), лжец (7 Макк. 7:6—7;
2 Макк. 14:3—10) и клятвопреступник (7 Макк. 7:12—18), в кото-
ром не бьшо «истины» (<Ш)081а; 7 Макк. 7:18). Этот человек был по-
винен в гибели множества борцов за национальное освобождение
от селевкидского ига (см. 7 Макк. 7:13—17, ср. 7:9; Иосиф, Древнос-
ти, XII, 400). Незадолго до смерти, Алким начал «разрушение сте-
ны внутреннего двора Храма», построенной, по преданию, еще
пророками (7 Макк. 9:54; Иосиф, Древности, XII, 413). Поскольку
входить во внутренний двор Святилища разрешалось лишь иудаи-
стам, данное деяние Алкима подразумевало, в конечном счете, сти-
рание религиозных различий между евреями и язычниками237 (ср.
Втор. 23:3—4, Иез. 44:6—9, 11<)Т 40:5—6, 40Пог 1:3—6). Со 159 г.
до н. э. по 152 г. до н. э. в Иудее вообще не бьшо первосвященника
(Иосиф, Древности, XX, 237; ср. XIII, 46) — период интерсакердо-
тиума (межпервосвященства). Отсутствие первосвященника не
только нарушало нормальное течение храмовой службы, но и, по- 236 Ср .Дан. 8:23—25, 9:26—27, 11:30—32. См. также: J. С. Н. Lebram, Konig Antio-
chus im Buch Daniel, VT 25 (1975), S.768f.; idem, Jerusalem: Wohnsitz der Weisheit [in:]
Studies in Hellenistic Religions, ed. by M J. Vermaseren, Leiden 1979, S. 117, Anm. 55. 237 См. также: Charles, Apocrypha..., vol. I, p. 100. 121