История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
данном тексте намек на то, что общинники возлагали на нового
первосвященника — по его мнению, Онию III (не путать с Онией-
Менелаем) — определенные надежды, которые тот, однако, не оп-
равдал229 230 231 232. Очевидно, что все вышеприведенные интерпретации во многом
носят умозрительный характер. Заметим, кроме того, что фраза
«именем истины (верности)» (или: «истинным именем» и т. п.), скорее
всего, выглядела бы как כשם האמת (ср. е. g. Есф. 2:14, 4Q405, 13, 3ff.,
4Q521, fr. 2 ii + 4,5,4Q246 (psDan<*) 1:92*>), а не 22232על שם האמת י. На наш взгляд, ответ на вопрос, «что есть истина... в
lQpHab 8:9», дает книга пророка Даниила. В литературе неоднок-
ратно отмечалось, что это сочинение, созданное в 163 или 164 гг.
до н. э., оказало большое влияние на кумранские произведения и,
прежде всего, на идеологические воззрения общинников233. В Вади-
Кумране было найдено восемь фрагментированных экземпляров
книги Даниила (древнейший из которых палеографически датиру-
ется концом II в. до н. э.234), а также отрывки нескольких арамейс-
ких текстов цикла Даниила (е. g. 4Q243—246 (ps Dan»4 ,(4־Q OrNab
(Молитва Набонида), 4Q552—553 (Видение четырех царств»4»))235.
Сам же Даниил, судя по 4QFlor 2:4—4а (ср. llQMelch 2:18), почи-
тался общинниками в качестве пророка (הנביא). Итак, обратимся к 229 Wacholder, Dawn...,pp. 194fF. 230 «...וכשמה יתמה...» («..,и Его именем он будет наречен...»; или: «... и Его име-
нем он наречет себя...» (арам.)). 231 Заметим, что слово אמת («истина», «правда»; «непоколебимость», «уверен·
ность», «стойкость», «честность», «верность» и т. п.) часто употребляется в кумранских
текстах как синоним или параллель к слову צדק («справедливость», «правда»,
«праведность»; см. например: 1QS 1:26, 4:2, 9:17, 11:16, lQSb 3:24; 1QM 13:10, 17:18,
1QH 1:27—28, 4:40, CD 3:15 и т. д.). Подробнее об этом см.: Я. W. Huppenbauer, Der
Mensch zwischen zwei Welten, ZQrich 1959, S. 22; Betz, Offenbarung..., S. 55; Jeremias, Leh-
rer..., S. 314. 232 См. также: Амусин, Тексты..., с. 187, пр. 139. 233 См., например: F. F. Bruce, Biblical Exegesis in the Qupiran Texts, Exegetica 3, 1,
Den Haag 1959, pp. 59—65; idem. The Book of Daniel and the Qumran Community,
Neotestamentica et Semitica, Edinburgh 1969, pp. 221—235; Vermis, Qumran..., pp. 147f.;
J. T. Milik, "Pri&re de Nabonide" et autres Merits d’un cycle de Daniel: Fragments агатёедо de
Qumran 4, RB63 (1956), pp.407—415; R. Meyer, Das Gebet des Nabonid, Berlin 1962;
D. Flusser, The Hubris of the Antichrist in a Fragment from Qumran [in:] Judaism and the
Origins of Christianity, Jerusalem 1988, pp. 207—213; Garcia Martinez, Apocaliptic...,
pp. 137—161. 234 Cm.: Cross, Library..., p. 33. * 235 См. также e.g.: Milik, Prtere..., pp.407—415; Cross, Library..., pp. 123f.; Meyer,
Gebet..., passim; Flusser, Hubris..., pp. 207—213; Eisenman, Wise, Jesus..., SS. 70—79;
Garcia Martinez, Apocaliptic..., pp. 116—161. 120