История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
♦♦♦ Прежде всего, автор хотел бы выразить глубокую признатель¬
ность своему покойному учителю, доктору исторических наук
И. Ш. Шифману (1930—1990). Особую благодарность мы хотели бы
также выразить доктору исторических наук И. М. Дьяконову и
доктору филологических наук К. Б. Старковой, которые дали себе
труд не только прочесть рукопись, но и обсудить с автором все ос¬
новные моменты предлагаемой вниманию читателей книги. Мы
считаем своим приятным долгом выразить свою признательность док¬
торам исторических наук А. Г. Лундину, Е. Н. Мещерской, А. Л. Хос-
роеву, С. Б. Чернецову, В. А. Якобсону, Н. Б. Янковской, кандидату
филологических наук В. К. Афанасьевой, а также С. Р. Тохтасьеву и А. С. Четверухину, которые прочли рукопись и высказали рад цен¬
ных замечаний. Автор сердечно благодарит своих коллег, докторов
исторических наук О. Д. Берлева, О. Г. Большакова, М. В. Воробьева,
М. А.-К. Дандамаева, докторов филологических наук А. И. Елан¬
скую, В. А. Лившица, Л. Н. Меньшикова, А. Г. Периханян, А. Б. Ха¬
лидова и профессора новозаветного языка и литературы Дж. X Чарльз-
уорта (Принстон), кандидатов исторических наук А. Г. Грушевого, Н. В. Козыреву, И. Н. Медведскую, С. А. Французова, С. А. Шко¬
ляра, доктора Б. Функа (Берлин), кандидатов филологических наук
Я. В. Василькова, И. Т. Каневу, Г. X Каплан, Э. Н. Тёмкина, О. М. Чу-
накову, С. М. Якерсона, а также Е. Г. Алексееву, Н. А. Бур а но в скую,
И. И. Вихрову, М. Т. Дэйвиса (Принстон), Л. Е. Когана, П. Б. Кон¬
дратьева, В. И. Ладыженского, Б. Марголина (Хайфа), Л. А. Мочало¬
ву, Л. В. Орел, Т. А. Пан, Н. О. Чехович, доктора теологии Ф. Е. Янга
и профессора английского языка С. Янг (оба Канзас-Сити) за на¬
учную помощь и дружескую поддержку. Особое стимулирующее воз¬
действие на нас оказали общение и переписка с профессором Нового
Завета, доктором О. Бетцем (Тюбинген), профессором Ветхого Заве¬
та, доктором Дж. Дж. Бруком (Манчестер), профессором Талмуда и
раввинистической литературы, доктором Б. Ц. Вахольдером (Цин¬
циннати) и доктором 3. Я. Каперой (Краков). Автор хотел бы так¬
же выразить глубокую признательность своим близким — О. С. Тант-
левской, Р. 3. Тантлевскому, В. К. Масловой, Т. А. Онтиной, а так¬
же Н. П. Зайцевой, Л. В. Симушкиной и И. Л. Соловьеву за пони¬
мание, терпение, поддержку и помощь. Кроме того, мы считаем
своим долгом выразить особую благодарность С. Н. Сухачеву за
техническое редактирование и макетирование данной книги, а
также всему коллективу издательства «Петербургское Востокове¬
дение».