История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
истины»218 (или: «истинным (достоверным, правильным) именем»219,
«именем верности»220, «истинно»221 )222. При этом Ф. Кросс и Г. Иере-
миас усматривают в данном отрывке намек на хорошую репу та-
цию, доброе имя нового первосвященника при вступлении им на
пост223 . Ф. Кросс, отождествляющий Нечестивого священника с
Симоном Маккавеем, полагает также, что под «истинным именем»
в тексте может подразумеваться имя «последнего из великих перво-
священников садокидской линии» Симона II Праведного224. Л по
мнению Л. Зильбермана, комментатор намекает здесь на первона-
чальную приверженность Нечестивого священника Торе и его связь
с общиной «людей истины» (ср. 10рНаЬ 7:10; К^Н 14:2), т. е. с кум-
ранитами225. М. Делькор, Е. Сатклифф и Ж. Карминьяк, считаю-
щие возможным переводить словосочетание שם האמת как «имя вер-
ности», или «истинное имя», усматривают в тексте намек на имя
верного друга Давида Ионафана (сына царя Саула) и, одновремен-
но — на одного из двух хасмонейских первосвященников, его тезок:
Ионафана Маккавея226 или Александра, еврейское имя которого
было Ионафан (= Яннай (сокр.))227. По мнению же X. X. Раули и
Ж. !Прейдена, в отрывке из 10рНаЬ 8:9 скрыто указание на смену
первосвященником Онией своего «правильного» еврейского «име-
ни» на греческое Менелай228. Наконец, Б. Ц. Вахольдер видит в 2.8 См., например: Bardtke, Handschriftenfunde..., 1953, S. 128; Jeremias, Lehrer...,
S. 36; Wacholder, Dawn..., p. 194. Cp.: Carmignac, Cothenet, Lignee, Textes..., p. 107, n. 10;
Callaway, History..., p. 152. 2.9 См., например: Delcor, Essai..., p. 64; H. H. Rowley, The Teacher of Righteousness
and the Dead Sea Scrolls, BJRL40 (1957), p. 138; Cross, Library..., p. 107 and n. 67a.
Cp.: Michel, Maftre..., p. 200; Carmignac, Cothenet, Lignee, Textes..., p. 107, n. 10.
Г. X. Драйвер переводит фразу как «он был истинно назван» (Scrolls..., р. 128). 220 Carmignac, Cothenet, Lignee, Textes..., p. 107, n. 10. 221 L. H. Silberman, Unriddling the Riddle: A Study in the Structure and Language of
the Habakkuk Pesher, RQ 11 (1961), p. 349. 222 Особняком стоит перевод данной фразы, предложенный У. X. Браунли: «Он
был призван быть против (разрядка моя. — И. 71) имени истины». См.:
W. Я. Brownlee, The Jerusalem Habakkuk Scroll, BASOR 112 (1948), p. 13. 223 Cross, Library..., p. 107 and n. 67a; Jeremias, Lehrer..., S. 38f. 224 Library..., pp. 107—108 and n. 67a. 225 Silbermany Riddle..., pp. 348f. Cp.: Woude, Priest..., p. 353 («Фразу niqra ’ ,al Sem
ha’emet нелегко истолковать, но очевидно, что первоначально данный священник (!. е.
Нечестивый священник. —И. Т.) считался пребывающим среди приверженцев исшны»). 226 Е. F. Sutcliffe, The Monks of Qumran as Depicted in the Dead Sea Scrolls, London
1960, pp. 42f. 227 Delcor, Essai..., p. 64; Carmignac, Cothenet, LignieiTextes..., p. 107, n. 10. 228 Rowley, Teacher..., p. 138; /. Schreiden, Les enigmes des manuscrits de la Mer
Morte, Wettem 1961, p. 51. Cp.: Michel, Maitre..., p. 200. 119