История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
на (10рНаЬ 11:2—8) и Александра Янная (10рНаЬ 11:8—12:10; а
также 40рРв37 4:7—10)1". И, наконец, И. Фрёлих полагает в качестве
Нечестивых священников Янная, Гиркана II и Аристобула II199 200. На наш взгляд, в кумранском Комментарии на книгу Авва-
кума фигурируют два Нечестивых священника: Ионафан I Макка-
вей (10рНаЬ 8:3—10:5, 11:2—8; а также 40рРв37 4:7—10)— анта-
гонист и преследователь Учителя праведности, погибший ко вре-
мени создания данного произведения, и Александр Яннай (= Иона-
фан II) (10рНаЬ 11:8—12:10) — противник и гонитель кумранитов,
возглавлявшихся одним из преемников Учителя,— здравствовав-
ший к моменту написания Комментария201. Обратимся к рассмотрению текстов. Согласно 10рНаЬ 8:8—
13, «Нечестивый священник... был призван во имя Истины перво-
начально, когда он вступил на пост (נקרא על שם האמת בתחילת עומדו),
но когда он (стал) править в Израиле (משל בישראל), (то) вознеслось
его сердце, и он оставил Бога, и изменил законам ради имущества,
и он грабил и собирал имущество людей [на]силия (0אנשי [ח]מ; или:
"отступников" (ср. Иез. 22:26, Соф. 3:4, 1<$Н 6:5). — И. Г.)202, кото-
рые восстали против Бога, и имущество народов отбирал, умножив
грех своей вины, и мерзостными путями он действовал во всей
скверне нечистоты». Из данного текста явствует, что Нечестивый
священник обладал реальной религиозной, политической и военной
властью в Иудее, а также имел хорошую репутацию в начале пон-
тификата. Это дает основание полагать, что речь в отрывке идет о
первосвященнике из рода Хасмонеев203 , первым из которых был
облечен этим саном в 152 г. до н. э. Ионафан204. Здесь же заметим, 199 Wicked Priest or Wicked Priests? Reflections on the Identification of the Wicked
Priest in the Habakkuk Commentary, JJS 33 (1982), pp. 349—359. См. также: Garcia
Martinez, Origins..., pp. 126—128; Garcia Martinez, Woude, Hypothesis..., pp. 521—541. M. А. Нибб, отождествляющий Нечестивого священника с Ионафаном Маккавеем
(Community, pp. 9f., 235ff.), считает также правомочной гипотезу А. С. ван дер Воуде;
в то же время «в качестве альтернативы» он допускает, что под «священником» в
lQpHab8:13b—9:2а, 9:12Ь—10:5а и 11:8Ь—(17а) может подразумеваться Александр
Яннай (ibid., pp. 236ff.). 200 Le genre litteraire des Pesharim de Qumran, RQ 47 (1986), pp. 392f. 201 Эта идея была высказана нами в письме к профессору Б. Ц. Вахольдеру от
23 мая 1987 года. (См. также НАА 3 (1989), с. 169.) 202 По поводу данного перевода см. также: Brownlee, Midrash..., pp. 140—142. 203 См. также: Cross, Library..., pp. 101—108; Jeremias, Lehrer..., SS. 36—78; Stege-
mann, Entstehung..., SS. 204—207; УегтёБ, Qumran..., pp. 150f. CpE. Бикерман, Госу¬
дарство Селевкидов, пер .Л. М. Глускиной, Москва 1985, сс. 154,156f. 204 Судя по 1 Макк. 9:18, 56 и «Древностям» Иосифа Флавия, XX, 237, Иуда Мак¬
кавей не мог быть первосвященником (по крайней мере, официально). Ср., однако: 116