История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
с Александром Яннаем194 (103—76 гг. до н. э.). В настоящее время
дискуссия ведется, в основном, вокруг этих трех лиц195. Действи-
тельно, содержание некоторых отрывков из Комментариев на Ав-
вакума и Псалом 37 (4:7—10), где говорится о הכוהן הרשע, хорошо
согласуется с отдельными эпизодами из жизни и деятельности того
или иного их трех вышеупомянутых кандидатов на роль Нечести-
вого священника. Трудность, однако, заключается в том, что взя-
тые вместе, тексты не тольно в ряде случаев не согласуются с тем,
что нам известно об Ионафане, Симоне и Александре Яннае (а
также о других иудейских первосвященниках II в. до н. э.—I в.
н. э.), но подчас и противоречат друг другу. «Неудобные» для идеи-
тификации пассажи, как правило, либо оставляют без внимания,
либо рассматривают в качестве «общих мест». В попытках «снять» данные несогласованности и «противо-
речия», ряд исследователей предположили, что обозначение «Не-
честивый священник» могло носить «надличностный» характер и,
следовательно, применяться по отношению к различным первосвя-
!ценникам II и I вв. до н. э. Так, У. X. Браунли полагает, что в
10рНаЬ фигурируют три Нечестивых священника, именно: Иоанн
Гиркан (10рНаЬ 8:3—13), Иуда Аристобул1 (10рНаЬ 8:13—9:2) и
Александр Яннай (1(ЗНаЬ 9:2—10:5, 11:2—8; а также 40рР837 4:7— 10)196 197 198. В ряде своих ранних работ А. Дюпон-Соммер усматривал в
10рНаЬ указания на двух Нечестивых священников — Гиркана II
ООрНаЬ 8:3—13; 9:12—10:1; 11:8—12:10) и Аристобула Ш9?. По
мнению же Г. Вермеша, это обозначение могло быть употреблено
по отношению к Маккавеям Ионафану и Симону (10рНаЬ 11:2— 15)1?8. А. С. ван дер Воуде находит в Комментарии на Аввакума
указания на шесть (Нечестивых) священников, именно: на Иуду
Маккавея ООрНаЬ 8:3—13), Алкима (10рНаЬ8:13—9:2), Ионафа-
на ООрНаЬ 9:8—12), Симона ООрНаЬ 9:16—10:5), Иоанна Гирка- 194 См., например: Segal, Habakkuk «Commentary»..., рр. 136—140; М. Delcor, Essai
sur le Midrash d’Habacuc, Paris 1951, pp. 61—68; Bruce, Second Thoughts..., pp. 89ff.;
J. Carmignac, E. Cothenet, H. Ligneet Les Textes de Qumran: Traduits et annot£s, Paris
1963, pp. 107, nn. 10—14; 53; B. Nitzan, Pesher Habakkuk, Jerusalem 1986, pp. 132—136
(иврит); АмусиНу Тексты..., cc. 198—199, прим. 212. 195 Cp.: Burgmann, Gerichtsherr..., S. 4. 196 The Historical Allusions of the Dead Sea Habakkuk Midrash, BASOR 126 (1952),
pp. 10—20; The Midrash Pesher of Habakkuk, Missoula 1979; Priest..., pp. 15—37. 197 Cm.e.g.i Ape^us preliminaire sur les manuscrits de la Mer Morte, Paris 1951,
pp. 35—56. В поздних работах этот исследователь отождествлял «Нечестивого свя¬
щенника» из lQpHab и 4QpPs37 только с Гирканом II (см. е. g.: Ecrits..., pp. 361—368). 198 Les manuscrits du desert de Juda, Paris 1954, 2 ed., pp. 92—100. 115