История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
2. Кумранская община ok. 159—88 гг. до н. э. § 1. Учитель праведности, священник Иуда
и Нечестивые священники в кумранских
Комментариях на библейские книги. Мессианско-эсхатологическая
хронология КУМРАНИТОВ Большое значение для реконструкции истории Кумранской
конгрегации, а также прояснения ряда аспектов идеологических
представлений общинников (прежде всего, восстановления их мес-
сианско-эсхатологической хронологии) имеет идентификация лич-
ности, фигурирующей в Комментариях на книгу пророка Аввакума
(lQpHab) и Псалом 37 (4QpPs37; один раз, в отрывке 4:7—10) под
обозначением «Нечестивый священник» (190(הכוהן הרשע . К настоя-
щему времени предложено более двадцати отождествлений этого
лица. Так, с данной фигурой пытаются идентифицировать иудейского
первосвященника Онто III (пер. пол. 90-х гг. II в. до н.э.—175 г. до
н.э.), первосвященнтсов-эллинизаторов Ясона (174—171 гг. до н. э.),
Менелая (171—162 гг. до н. э.) и Алкима (162—159 гг. до н. э.), Макка-
веев Иуду (убит в 160 г. до н. э.), Ионафана (152—142 гг. до н. э.) и
Симона (142—134 гг до н. э.), всех Хасмонеев (134—37 гг. до н. э.), ряд
(перво)священников I в. н. э. и даже Иисуса из Назарета (Б. Тиринг) и
апостола Павла (Цж. Л. Тейчер), которые, происходя соответственно
из колен Иуды (ср. е. g. Евр. 7:14) и Вениамина (Римл. 11:1; Фил. 3:5), не
могли рассматриваться иудаистами даже в качестве простых свя-
щенников191. По общему мнению, «наименее неудовлетворитель-
ными» являются отождествления Нечестивого священника кумран-
ских текстов с Ионафаном Маккавеем192, его братом Симоном193 и 190 Данное наименование встречается также во фрагменте Комментария на Исайю
(С) (4QpIsc), 30, 3; контекст, однако, не сохранился. 191 Иудейские священники происходили из Колена Левия (по крайней мере, по
мужской линии) и считались потомками Аарона, брата Моисея. Согласно Евр. 6:19—20, 7:13—17, 26—27, 8:1—б, 9:11—14, 24—28, Иисус стал
«первосвященником по чину Мелхиседека» только по его уходе из плотского, матери-
ального мира. (См. также ниже, гл. 111, 6, § 2,111.) 192 См., например: Milik, Discovery..., рр. 84—87; Jeremias, Lehrer..., SS. 36—78;
Stegemann, Entstehung..., SS. 202—209; Murphy-0’Connor, Essenes..., pp. 229—233;
H. Burgmann, Gerichtsherr..., SS. 3—70; Vermis, Qumran..., pp. 150—151; M. A. Knibb,
The Qumran Community, Cambridge 1987, pp. 9—10, 235ff. 19J См., например: Cross, Library..., pp. 95—119; Vaux, Archaeology..., pp. 116f;
G. W. E. Nickels burg, Simon — A Priest with a Reputation for Faithfulness, BASOR 223
(1976), pp. 67f. 113