История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
тических188 произведениях), по-видимому, под влиянием Иез., 38—39
(ер. Отк. 20:7; ср. также 40р15а, 8—10, 20), Зах., 12—14 и Дан. 9:26—
27, 11:40—12:1 (ср. Матф., 24, Мк., 13, Лк., 21, Отк. 11:2—9, 13:5—
18). «Киттии» 10рНаЬ столь могущественны, что какое бы то ни
было сопротивление им бесполезно. Они возглавляются «правите-
лями» (מושלים), которые последовательно сменяют друг друга и
стоят во главе армий (10рНаЬ 4:5—13, 40рИаЬ 1:3). С учетом того,
что в 40рКаЬ 1:3 «правители киттиев» противопоставляются «ца-
рям Йавана» — Селевкидам, можно предположить, что под этим
обозначением в !ОрНаЬ и 40рКаЬ подразумеваются римские кон-
супы (ср. 7 Макк. 8:16). Верховный орган власти «киттиев» 1 ОрНаЬ,
называемый здесь «Домом преступления» (4:11) и «Советом» (עצה;
3:5), очевидно, может быть идентифицирован с римским Сена-
том189. (Ср. 7 Макк. 8:15, где Сенат обозначается как ЭооЯ^отпрюу.)
Дополнительные данные, подтверждающие, с нашей точки зрения,
предложенное отождествление «киттиев» 1 ОрНаЬ и 40рНаЬ, будут
приведены ниже, в разделах, посвященных идентификации истори-
ческих событий, отраженных в этих двух кумранских произведени-
ях (гл. II, 2, § 1 и 3). по M.R№m||tr 188 См. е. g.: Р. Volz, Die Eschatoiogie der jQdischen Gemeinde im neutestamentlichen
Zeitalter, 2. Aufl., TQbingen 1934, SS. 147—163, 206f.; P. J. Alexander,. The Byzantine
Apocalyptic Tradition, Berkeley 1985, pp. 177, 190f. 189 См. также e. gАмусин, Тексты..., с. 173, прим. 67—68. 112