История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
доступны для изучения даже специалистам-кумранодогам)8, как
кажется, еще больше усилило разноголосицу мнений по основным
проблемам истории и идеологии Кумранской общины9. Все это,
как нам представляется, является достаточным основанием для то«
го, чтобы еще раз обратиться к рассмотрению этих вопросов. Автор монографии умышленно не пошел на «популяризацию»
изложения материала, сообразуясь со следующим замечанием Им¬
мануила Канта (1724—1804), высказанным им в предисловии к
своим «Пролегоменам ко всякой будущей метафизике, могущей
возникнуть в смысле науки» (1783 г.): «Хотя не всякому дано пи¬
сать так тонко и вместе с тем так привлекательно, как Давид Юм
(1711—1776; английский философ-агностик.— И. Г.), или так ос¬
новательно и вместе с тем так изящно, как Моисей Мендельсон
(1729—1786; еврейский философ и писатель, глава берлинских дея¬
телей Просвещения. — И. Г.), однако я мог бы сообщить популяр¬
ность своему изложению, если б я хотел только набросать план и
предоставить его исполнение другим, и если б я не принимал так
сильно к сердцу благо науки, столь долго меня занимавшей; ибо в
сущности немало нужно было упорства и даже самоотвержения,
чтобы пожертвовать приманкою раннего благосклонного приема
расчету на позднее, но прочное одобрение. Составлять планы —
дело легкое и тщеславное, посредством которого даешь себе вид
творческого гения, требуя того, чего сам не можешь исполнить, по¬
рицая то, чего не умеешь исправить, и предлагая то, чего сам не
знаешь где найти...»10 екта Принстонской теологической семинарии по изданию рукописей Мертвого моря
опубликована «Графическая конкорданция к рукописям Мертвого моря»
(J. Н. Charlesworth (ed.), Tubingen—Louisville 1991)). 8 О «битве» за доступ к неопубликованным рукописям Мертвого моря и о
«скандальном» их опубликовании см. е. g.: Z. J. Кар era, The Third Battle of the Scrolls:
The Philological Scandal of the Century, QM 4 (1993); см. также: О. Betz, R. Riesner, Jesus,
Qumran und der Vatikan: Klarstellungen, Giefien 1993, SS. 38—51 и др. 9 См. e. g.: Betz, Reisner, Jesus..., passim. См. также: J. A. Fitzmyer, Responses to 101
Questions on the Dead Sea Scrolls, New York—Mahwah 1992. 10 Перевод В. С. Соловьева. 11