История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
На наш взгляд, с аналогичным фактом мы встречаемся и в
кумранских свитках: в разных текстах под наименованием «кит-
тии», скорее всего, скрываются два разных его носителя — греки и
римляне. Так, в Свитке войны под «киттиями Ассирии» и «кит-
тиями в Египте» (1QM 1:2, 4), судя по географическим ориентирам,
подразумеваются, вероятно, македоняне и греки селевкидской и ла-
гидской держав. В пользу этого говорит тот факт, что, согласно
1QM 15:2, во главе их стоят цари (מלכים). (Ср. 1 Макк. 8:5 (!) и
CD 8:10—И, 19:23—24, 4QpNah 1:2—3, 1QM 1:4, 4Q492 (М*>) 1, 6,
1QM 12:6, 13, 19:6, 4Q246 (psDand) 1:6 (!); ср. также 1QM 1:4—6 (где
один из «царей Севера» аллегорически обозначается как «рог») и
Дан. 8:9—12, 11:40, 45, 12:1 (где «рог»/«царь Севера» — это Антиох IV
Епифан).) Судя по 1QM 1:1—3 и ряду других пассажей Свитка
войны, одна из основных целей «проживающих в изгнании сынов
Света по (их) возвращении из пустыни народов» (т. е. из «страны Да-
маска»; см. CD 6:5, 19, 7:12—15, 29, 19:33—34, 20:12, ср. lQpHab 11:6,
1QH4:8—9, 5:5, 4QAhAbis= 4QTestLevic, fr. 1, 4; см. также выше,
гл. II, 1, § 4, III) в Иудею будет состоять в освобождении страны от
«владычества» «киттиев Ассирии» (exhypothesi Селевкидов) и их
еврейских (1:2) и языческих союзников. Во главе военных отрядов
сынов Света будет стоять светский Мессия (1QM 5:1). Тот же мотив
звучит и в сектантском Комментарии на Исайю (A) (4QpIsa; ком-
ментарий на Ис. 10:21—11:5), где предвещается, что «по возвраще-
нии» общинников «из пустыни народов» (5—6, 2) на родину, они
примут участие в победоносной войне с «киттиями» под водитель-
ством Мессии-давидида (5—6; 8—10, 1—9; ср. Дан. 11:45—12:1, 8:25).
Уместно заметить, что «киттии» 4QpIsa (exhypothesi селевкидские
греки) и их военная активность коррелируются в Комментарии с
ассирийцами (!) Синаххериба и их неудачной кампанией в Иудее в
701 г. до н. э. (Ис. 10:28—34). (Ср. CD 7:9—8:13, 19:22—26, где «Глава
(или "Яд") царей Йавана» (по-видимому, Антиох IV) имплицитно
корреяируется с «царем Ассирии» Ис. 7:17 (ср. CD 7:9—14); ср. также
4QpNah 1:3.) В этой связи упомянем правдоподобное предположе-
ние X. Л. Гинсберга179, согласно которому автор Дан. 11:30, веро-
ятно, рассматривал наименование «Ассирия» в Числ. 24:24 как от-
носящееся к селевкидскому государству. Многие исследователи по-
лагают, что термин «Ассирия» употреблен для обозначения Селев-
кидов и в Пс. 83:8[9]180. М. Барроуз181 указал также на «порази¬ 179 Studies in Daniel, New York 1948, p. 78, n. 21; The Hebrew University Scrolls from
the Sectarian Cache, BASOR 112 (1948), p. 20, n. 4. 180 См., например: Burrows, Scrolls..., p. 204. 181 Scrolls..., p. 204. 109