История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
§ 5· «Киттии» в рукописях Мертвого моря177 Пребывая в «стране Дамаска» (= «пустыня народов» К^М 1:3;
ср. Иез. 20:35), кумраниты разрабатывали план освобождения Иудеи
от «киттиев Ассирии» (כתיי אשור), нашедший свое отражение в т. н.
Свитке (или Уставе) войны (ОМ). Как было отмечено выше (гл. I,
I), абсолютное большинство исследователей отождествляют «кит-
тиев» кумранских рукописей с римлянами периода поздней Респуб-
лики и/или ранней Империи. Ряд авторов (в т. ч. X. X. Раули и
Е. Штауффер) идентифицируют их с солдатами селевкидской ар-
мии II—I вв. до н. э. Прежде чем высказать нашу точку зрения по
данной проблеме, кратко остановимся на вопросе о том, кто под
разумевался под обозначением «киттии» во внекумранских текстах. Наименование «киттии» (כתיים) произошло от названия
главного города о. Кипр Китон (см. е. &: Иосифу Древности, I, 128)
совр. Ларнака. В еврейской Библии это обозначение применяется т
отношению к жителям средиземноморских островов (прежде всего
Кипра) и побережий (см.: Быт. 10:4—5 и 1 Хр. 1:7; Числ. 24:24; Ис. 23:1,
12; Иер. 2:10; Иез. 27:6; см. также: Юб. 37:10; Евстафийу Коммента
рии на «Илиаду» Гомера, I, 349). В письмах из Арада (не позднее
нач. VI в. до н. э.) под обозначением «киттии», по-видимому, подразу
меваются греческие наемники178. В 1 Макк. 1:1, 8:5, Юб. 24:28—29 и
«Древностях» Иосифа, XI, 326 это наименование используется для
обозначения македонян. В александрийской еврейской литературе
под «киттиями» подразумевались проживавшие в птолемеевском
Египте греки. В Дан. 11:30 римский военный флот обозначен как
«корабли киттиев». В древних переводах Библии термин «киттии»
в ряде случаев интерпретируется как «римляне» или «Италия»
(см.: Числ. 24:24 (Вулъг.9 Тарг. Онк.), Иез. 27:6 (Вульг.), 1 Хр. 1:7
(Тарг.)уДан. 11:30 (Септ.у Вульг.); ср. Мидраги Берешит Рабба 37:1).
В поздней еврейской традиции термин «киттии» служил для обо-
значения полчищ врагов, приходящих преимущественно с Запада
(ср. первоначальное значение русского слова «немцы»). Таким обра-
зом, в различные исторические периоды и в разных текстах под дан-
ным наименованием подразумевались разные народы. 177 Тексты данного и следующего параграфов основываются, в основном, на мате¬
риалах нашего доклада «Учитель праведности и Нечестивые священники в кумранс¬
ких библейских Комментариях», прочитанного в декабре 1988 г. в Институте восгоко-
веения (Москва) на конференции «Страны северо-западной Африки и красноморского
региона в древности и раннем средневековье». (См. НАЛ 3 (1989), с. 169.) 178 См .:D. Pardee у Handbook of Ancient Hebrew Letters, Chico 1982, pp. 29, 31. (Ha
этот факт нам любезно указал И. Ш. Шифман.) 106