История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
нию, до прихода Мессии-Царя (Князя) из рода Давидова всякие во-
енные действия будут обречены на неудачу; лишь под его водитель-
ством и при поддержке небесного воинства праведники из Израиля
смогут разгромить своих врагов (см. е. g.: IQSb 5:20—29, QM, 4QpIsa, 8—10, 11—24, 4Q285, fr. 6—7, 4Q246 (psDand), 4QFlor 1:10—13,
CD 7:18—21, 4Q521, fr. 2 ii+4). Свое же бегство в Дамаск истинно
«благочестивые (173(חסידים и праведные (4) «(צדיקיםQ521, fr. 2 ii+4,
5, 7; см. также 4Q286—287 A, fr. 1, 7—9, etc.) кумраниты (не путать
с хасидеями-раббанитами (ср. CD 7:7—14, 8:12—13, 19:25—26);
подробнее об этом см. ниже, гл. III, 4, II) обосновывали (естествен-
но, post factum), ссылаясь на пророчества Амоса и Валаама, сына
Веорова: «"Я уведу в изгнание скинию царя вашего и пьедесталы
(?— И. Т.; כיק) статуй ваших (и звезду Бога вашего)174 от Моего
Шатра в Дамаск" (Ам. 5:26—27). Книги Торы — это "скиния царя",
как Он сказал: "И Я подниму павшую скинию Давида" (Ам. 9:11).
"Царь" — это община, а "пьедесталы,статуй"— это книги пророков,
чьи слова Израиль презрел. "Звезда" — это Разъясняющий Учение
(Тору) (sc. Учитель праведности (см. CD 6:7; ср. 4QFlor 1:11—
13). — И. Т.), который пришел в Дамаск, как написано: "Про-
шествовала звезда от Иакова и встанет скипетр (שכט; или: "ко-
мета"175. — И. Т.) от Израиля" (Числ. 24:17); "скипетр"— это Князь
всей общины (или: "всего общества (Израиля)". — И. Т.), и когда
он появится, "он сокрушит всех сынов Сифа" (Числ. 24:17)
(зд. sc. иноземцев-врагов Иудеи. — И. Т.)» (CD 7:15—20). В связи с
имплицитно выраженной в данном тексте надеждой на появление
светского Мессии первоначально в Дамаске заметим, что анало-
гичное верование зафиксировано и в раввинистической литературе
(см. е. g. Сифре Деварим, 1; ср. Таргум Ионафана, Зах. 9:1)176. ”* Ср. е. g. llQPs* 18:10, 19:7, 22:3, б, 4QPsb, fr.a7, 4Q509 50, 2, 4Q380 2, 5,
4Q372 1, 17, 4Q215, кол. 4 (7), 3, Mur. 45, б (где рОГТ ־ГХ[») («крепость благочесш-
пых») — это, очевидно, центральное поселение ессеев — Хирбет-Кумран; см.: DJD II
(1961), р. 164 (J. Т. ШИк)). Ср. также 4QMMT С 28. 174 По поводу данного дополнения см.: Rabin, Documents, рр. 28f. 175 По поводу данного перевода слова UW см.: Driver, Scrolls..., р. 478. 176 См. также: G. Vermes, Scripture and Tradition in Judaism, Leiden 1961, pp. 44—49.
< ,p.: Ch. Milikowsky, Again: DAMASCUS in Damascus Document and in Rabbinic Litera¬
ture, RQ 41 (1982), pp. lOOf. 105