История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Иосе, сын Иоэзера из Цереды, а также умерщвлены шестьдесят его
сторонников-хасидеев (Берешит Рабба 65:22,1 Мак. 7:16—17). Что касается кумранитов, то им удалось бежать в Дамаск170,
по-видимому, в начале религиозных гонений Антиоха IV. (См.: CD 6:5,
19, 7:12—15, 19:33—34, 20:12; ср. 1QH4:8—9, 5:5, lQpHabll:6,
4QAhAbis = 4QTestLevic, fr. 1, 4, 1QM 1:2—3; ср. также Иез. 20:35.)
He исключена возможность, что это событие произошло в 166 г. до
н. э. Так, согласно 1 Макк. 7:28—48 и «Древностям» Иосифа, XII,
272—278, в этом году, сразу же после начала Маккавейского вос¬
стания, «многие ищущие праведности и правосудия» (πολλοί
ζητουντες δικαιοσύνην και κρίμα), не желая отказываться от веры от¬
цов, бежали в Иудейскую пустыню и скрывались там в пещерах. Из
Иерусалима в пустыню были посланы вооруженные селевкидские
отряды, истребившие до тысячи иудеев. Часть из оставшихся в жи¬
вых присоединились к Маккавеям; «остальные же бежали для спа¬
сения» за пределы Иудеи, «к окрестным язычникам» (1 Макк. 2:44;
ср.: Иосиф, Древности, XII, 278), где, судя по 2 Макк. 6:8171, иудаис¬
ты не подвергались религиозным преследованиям172. Среди этих
эмигрантов могли быть и наши сектанты, которые в 166 г. до н. э.
либо уже проживали в Хирбет-Кумране (археологический пери¬
од 1а (?); см. гл. I, III), либо были среди «ищущих праведности», бе¬
жавших из Иерусалима и других городов страны в Иудейскую пус¬
тыню в надежде найти здесь убежище от эллинизаторов. (Ср.
1QM 1:2.) В связи с последним предположением напомним, что Ус¬
тав общины (QS), созданный ее основателем, по-видимому, между
са. 197/196 и 177/176 гг. до н. э. (см. выше, гл. II, 1, § 1), лишь при¬
зывает истинный Израиль к уходу в пустыню и не содержит каких-
либо конкретных указаний на то, что придерживающаяся его кон¬
грегация проживала в условиях пустынной местности северо-запад¬
ного побережья Мертвого моря; а это косвенно свидетельствует в
пользу того, что данный документ был написан до поселения об¬
щинников в Иудейской пустыне, в Кумране. Отказ кумранитов от участия в вооруженной борьбе против
селевкидского ига, по-видимому, объяснялся тем, что, по их мне¬ 170 В Дамаске издревле существовала большая еврейская колония. Ср .:Иосиф,
Война, И, 559—561; VII, 368. 171 Вслед за Б. Бикерманом (Der Gott der Makkabaer, Berlin 1937, S. 121) и
Ф.-М. Абелем (Les Livres des Maccabees, Paris 1961, pp. 363f.), мы придерживаемся в
данном пассаже чтения: «...Πτολεμαέων ύποτιθεμένων...» (varia lectio: «...Πτολεμαίου
ύποθεμένου...»). 172 См. также: Bickerman, Gott..., S. 121. Ср.: О. Merkholm, Antiochus IV of Syria,
Gyldendal 1966, p. 147,n. 41. 104