История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
В период религиозных гонений и осквернения Храма Анти-
охом IV Епифаном и Маккавейских войн (167—159 гг. до н. э.)
многие раббаниты и книжники (= (прото)фарисеи), возглавляемые
Иосе, сыном Иоэзера, активно включаются в кровопролитную во-
оружейную борьбу с селевкидскими оккупантами и изменниками-
эллинистами из иудеев, составляя ядро движения хасидеев (евр.
חסידים («благочестивые»); греч.’Аа18аю1 (7 Макк. 2:42, 7:13, 2 Макк.. 14:6; ср. 1 Макк. 1:62—63, 2:29, 7:12—25, 2 Макк. 14:6—10)).
Многие из них пали в сражениях с селевкидскими отрядами. В свете
этого можно предположить, что под «Главой (или: ”Ядом״) царей Йа-
вана», «учинившем месть» над «строителями ограды» (т. е. рабба-
нитами), в Си (Дамасский документ) 8:11—12, 19:23—24 подразумева-
ется глава селевкидской империи— «царства Йавана» (7 Макк. 8:18;
см. также Дан. 11:2, 7 Макк. 1:1, 6:2), «царь Азии» (см. 7 Макк. 8:6,
11:13, 12:39, 13:32, 2 Макк. 3:3, 4 Макк. 3:20, Иосиф, Древности, XII,
119, XIII, ИЗ), «царь Йавана» (см. 40р1Ча11 1:3; Эдикт Ашоки;
см. также Дан. 11:2), «царь киттиев» (см. 1<ЗМ 15:2, 7 Макк. 1:1, 8:5)
Антиох IV Епифан (175—164 гг. до н. э.)169. Сравнение в СО 8:9—
13 (= 19:20—24) селевкидского царя, учинившего расправу над ха-
сидеями, с «Главой» «змиев» (=его вассалы и союзники), как ка-
жегся, не является случайным. Думается, что здесь может обыгры-
ваться бытовавшая в Иудее идиома «его ужалил змий раббанитов»
(см. в. g. В. Т. Шаббат, 11а), возникшая в результате перефразиро-
вания слов Екклесиаста 10:8Ь («кто разрушает ограду, того ужалит
змей») и применявшаяся по отношению к тому, кто нарушал уста-
новления Устной Торы. В глазах автора(ов) Дамасского документа
раввинисгическое Учение-«ограда» оскверняло Писаный Закон
(ср. СО 4:12), а нечестивые деяния раббанитов нарушали установ-
ленную Моисеевой Торой «границу» (или: «межу» (גבול); СО 1:16—
18, ср. 20:25). Посему, «их вино» (т. е. их богопротивная деятель-
ность; СВ 8:10—11, 19:22—23) превратилось в «яд» главного «Змия»,
который и «жалил» их в 167—164 гг. до н. э. Жестоким преследованиям подвергались раббаниты и со
стороны первосвященника-эллинизатора Алкима (162—159 гг. до
н. э.). Так, например, в 162 г. до н. э. по его приказу был распят 169 Э. Котэнэ (Textes...., р. 140) и И.Д. Амусин (Тексты..., с. 120) отождествляют
«Главу царей Йавана» с сирийским царем Деметрием III Евкером (подробнее о нем
«,м. в гл. II, 2, §3); А. Дюпон-Соммер (fecrits..., р. 150, п. 2) и Ж. Старки (Etapes...,
р. 493)— с римским полководцем и государственным деятелем Помпеем Великим
(106—48 гг. до и. э.); Г. X. Драйвер (Scrolls..., р. 221) — с римским императором Веспа-
• паном (9—79 гг. и. э.) или же его сыном — императором Титом (39—81 гг. и. э.). 103