История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
(или: ״Ядראש ;״. — И. Т.) царей Йавана (יון (букв. ״Ионии״); зд.:
Греции, греков157. — И. Г.), который пришел, чтобы учинить над
ними возмездие» (СО 8:9—12, 19:22—24). В результате многие из
«строителей ограды» были убиты. Что касается кумранитов, то им
удалось «спастись», уйдя в «изгнание» в Дамаск. Из текста Комментария на книгу пророка Наума (к подроб-
ному рассмотрению которого мы обратимся ниже, в гл. И, 2, § 3)
явствует, что наименования «Ефрем» и «толкователи скользкого»
служили в Кумране для обозначения секты фарисеев (פרושים; букв,
«отделившиеся» (в ритуальном отношении) яс. от «народа земли»
(עם הארץ), I е. простолюдинов). Кличка ד1ךשי חללן1ת («толкователи
скользкого»; при огласовке חלק1ת— «ищущие раздоров» (ср.
Ис. 30:10; Дан. 11:21, 32, 34)), по общему мнению, возникла как па-
родия на наименование 1י1ךשי הלכ1ת («толкователи галахот (зако-
нов)»), служившее для обозначения законоучителей-фарисеев (см.
е. g. М. Недарим, IV, 3, В. Т. Беца, 15Ь). Что касается обозначения
«строители ограды» (בוני החיץ), то, согласно правдоподобному пред״
положению И. Д. Амусина158, «этим заимствованным у Иезекииля
(13:10) выражением автор Дамасского документа, по-видимому,
обыграл восходящее к деятелям Великого Собрания программное
требование фарисеев сделать "ограду для Учения (Торы)סיג לתורה) ״;
А вот, I, 1)». «Проповедующий ложь», на наш взгляд, может быть
отождествлен с рабби Иосе, сыном Иоэзера из Цереды159, — круп-
нейшим иудейским законоведом и проповедником первой полови״
ны II в. до н. э. Согласно Авот, I, 2—4 и АрН А, 6, Б, 11, этот чело-
век был учеником Симона II Праведного и Антигона из Сохо и яв~
лялся одним из основателей и первым руководителем фарисейского
движения. Он и его сподвижник Иосе, сын Иоанна из Иерусалима,
составили первую раввинистическую «пару» (זוג; ср. кумранскую
«пару» Цадок— Боэтус) и были соответственно «князем» (נשיא; 157 По поводу данной интерпретации фразы см.: Rabin, Documents, р. 34. 158 Тексты..., сс. 120f. 159 Почти все исследователи отождествляют Проповедующего ложь с Человеком
лжи и рассматривают его в качестве одного из руководителей фарисеев. См., напри¬
мер: Jeremias, Lehrer..., SS. 79—126; J. Maier, Die Texte von Toten Meer, Miinchen—Basel
1960, Bd. II, S. 148; Амусин, Тексты..., с. 163, прим. 17. По мнению Ф. Ф. Брюса, это
мог быть Елеазар бен-Поира (Second Thoughts on the Dead Sea Scrolls, London 1956,
pp. 94f.), а по мнению M. X. Сегаля — Симон бен-Шетах (The Habakkuk "Commentary"
and the Damascus Fragments, JBL 70 (1951), pp. 146f.). Ряд исследователей идентифици¬
руют Проповедующего ложь (resp. Человека лжи) с Нечестивым священником
См., например: Dupont-Sommer, Ecrits..., р. 278, pp. 1—2; К. Elliger, Studien zum Habak
kuk — Kommentar vom Toten Meer, Ttibingen 1953, S. 184. 100