Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
100 валъ ему продолжить дѣло, такъ какъ онъ самъ скоро отведетъ его
туда, гдѣ онъ все узритъ яснѣйшимъ образомъ. И такимъ обра¬
зомъ онъ покинулъ жизнь. Это предварительно мы сказали для
того, чтобы васъ поставить въ извѣстность, что то, что Проклъ
видѣлъ относительно блаженнаго Іоанна Златоуста, отнюдь не уг¬
рожаетъ намъ или нашимъ предкамъ, величайшій авторитетъ ко¬
торыхъ всегда былъ силенъ, и которые это апостольское изрече¬
ніе (т. e. I Кор. 3, 13-15) истолковали такимъ образомъ, какъ мы
сами изложили его. 9. Но поскольку вы говорите, что великій Августинъ и про¬
чіе Латинскіе Учителя, по причинѣ незнанія ими греческаго язы¬
ка и на томъ основаніи, что языкъ латинянъ не имѣетъ точно¬
соотвѣтствующихъ словъ, которыми было бы возможно передать
греческій текстъ, такимъ образомъ истолковали слова Апостола,
то на это мы отвѣчаемъ: почти всѣ наши Учители учили греческій
языкъ, что очевидно изъ ихъ писаній для всякаго. Ибо и блажен¬
ный Августинъ, толкуя въ своихъ сочиненіяхъ Божественныя Пи¬
санія, много разъ приводитъ текстъ такъ, какъ онъ стоитъ въ гре¬
ческомъ, и то приводитъ греческими буквами, и такимъ образомъ
даетъ толкованіе; и въ своей книгѣ “Исповѣдь” онъ говоритъ, что
когда еще былъ мальчикомъ, онъ тяжело работалъ надъ изуче¬
ніемъ Гомера, подобно тому, какъ греческія дѣти, изучая Вир-
гилія, истомлялись по причинѣ тяжести чужого языка89). И свя¬
тый Григорій въ посланіи къ нѣкоему патрицію Нарсу въ Кон¬
стантинополь, такъ говоритъ: “Да соблаговолитъ Ваше Превосхо¬
дительство найти какую-нибудь древнюю книгу этого Собора на
греческомъ языкѣ, и да пошлетъ ее мнѣ; а я, когда прочту ее,
немедленно отошлю ее обратно”90). Итакъ, не должно думать, а
тѣмъ болѣе говорить, что они не понимали нѣкоторыхъ простыхъ
словъ, такъ что имъ было невозможно, если бы возникло нѣкое
сомнѣніе въ латинскихъ книгахъ, сравнить съ греческой книгой,
и такимъ образомъ выяснить истинный смыслъ. Если вы вспомни¬
те, какое всегда стараніе вносили предки римлянъ въ изученіе
греческаго языка, и каковы также потомки ихъ, а также очень
многіе и въ наше время, то вы совершенно откажетесь отъ мысли
приписывать имъ невѣжество: ибо греческія писанія у нихъ были
въ такомъ почетѣ, что люди не считались образовайными въ оте¬
чественномъ языкѣ, если бы не знали греческаго, какъ нѣкоего
источника, изъ котораго истекли потоки латинскихъ писаній; и
великое тщаніе они влагали, чтобы, что казалось имъ лучшимъ въ
произведеніяхъ грековъ, переводилось бы на отечественный языкъ: