Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
99 его ученіи знаменитую и очевиднѣйшую убѣдительность, восхи¬
щаясь имъ, по причинѣ его всесторонней добродѣтели. Но ради
того, чтобы поддержать истину, а не для того, чтобы намъ спо¬
рить, мы говоримъ сіе: блаженный Августинъ является ничуть
не уступающимъ святому Іоанну, а въ нѣкоторыхъ вещахъ, ка¬
жется, что и превосходитъ его. Его величайшій авторитетъ явля¬
етъ себя, какъ и изъ многаго иного, такъ и, въ особенности, изъ
свидѣтельства Целестина, много написавшаго къ Третьему Все¬
ленскому Собору; такъ, въ посланіи ко всѣмъ епископамъ Галліи,
онъ говоритъ сіе: “Мы не переставали имѣть въ нашемъ общеніи
Августина, мужа блаженной памяти, по причинѣ его житія и из¬
ряднаго достоинства, ибо молва мрачнаго подозрѣнія никогда не
повредила ему, чью таковую великую ученость издревле мы па¬
мятовали, такъ что мои предшественники всегда считали его сре¬
ди числа великихъ Учителей. Такимъ образомъ, всѣ вообще были
высокаго мнѣнія о немъ, какъ о бывшемъ вездѣ и для всѣхъ въ
чести и въ любви”88). Прежде иныхъ онъ былъ приглашенъ на
Ефесскій Соборъ по распоряженію императора Ѳеодосія, какъ яв¬
ствуетъ это изъ Дѣяній Третьяго Вселенскаго Собора, включаю¬
щихъ посланіе (Карѳагенскаго) епископа Капреола; но царская
грамота нашла его уже отошедшимъ отъ жизни. Не иное какое
мнѣніе выражалось касательно его величайшаго авторитета и на
Четвертомъ и на Пятомъ и на Шестомъ Вселенскихъ Соборахъ,
о чемъ нѣтъ нужды говорить, такъ какъ эта вещь для всѣхъ оче¬
видна и явна. Вамъ также не неизвѣстно какъ крѣпокъ былъ и
высокъ авторитетъ иже во святыхъ Григорія архіерея Римскаго.
Когда послѣ его смерти нѣкіе клеветники хотѣли сжечь его со¬
чиненія, тогда Петръ, діаконъ великаго (Григорія), — который
въ “Собесѣдованіяхъ” приводится какъ совопросникъ, выступивъ
и постыждая недостоинство и нелѣпость случавшагося, — за¬
явилъ, что часто надъ головой пишущаго Григорія онъ видѣлъ
Голубя, лучше же сказать,Духа Святаго въ видѣ голубя, и ради
того, чтобы повѣрили тому, что онъ говорилъ, онъ сказалъ: “Это
будетъ вамъ доказательствомъ, что я говорю правду: если, прочтя
Евангеліе, я немедленно отойду отъ жизни”. Онъ взошелъ на ам¬
вонъ, прочелъ Евангеліе, и немедленно послѣ сего отошелъ ко
Господу, и такимъ образомъ остановилъ отъ грѣха устремленіе
профановъ. У насъ нѣтъ недостатка и въ болѣе новыхъ чудесныхъ
явленіяхъ. Ибо и блаженному Ѳомѣ (Аквинату), толковавшему
Посланія Павля, незадолго до смерти явился Павелъ, подтвер¬
ждая, что тотъ имѣлъ истинное пониманіе его писаній, и совѣто¬