Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
98 рѣшеніе грѣха, особенно же грѣха смертнаго, которое произво¬
дится благодаря сокрушенію грѣшника и по молитвамъ Церкви
и благодаря инымъ вспомоществованіямъ, понимается въ смыслѣ
разрѣшенія не отъ самой вины, но — отъ наказанія, то вы не мо¬
жете отрицать того, что тѣ души, прежде чѣмъ по молит¬
вамъ Церкви и благодаря инымъ благочестивымъ дѣяніямъ
получаютъ разрѣшеніе грѣховъ, сначала подлежатъ извѣстнымъ
страданіямъ и наказаніямъ, которыя домостроительно наклады¬
ваются тѣмъ или инымъ способомъ, какъ и великій Григорій по¬
минаетъ въ своемъ “Собесѣдованіи”, говоря, что по назначенному
опредѣленію Божественнаго Правосудія, это очищеніе соотвѣтст¬
венно происходитъ чрезъ матеріальный и временный огонь, какъ это
мы приняли и изъ ученія Церкви и святыхъ Отцевъ и изъ откро¬
веній, бывшихъ Божіимъ людямъ. Къ тому же, то, что это очище¬
ніе происходитъ благодаря огненной матеріи, это—весьма соотвѣт¬
ствуетъ, ибо не представляется ничего болѣе тяжкаго для мученія
и болѣе подходящаго для очищенія, нежели — огонь. 7. Перейдемъ послѣдовательно уже къ третьей части ваше¬
го отвѣта, въ которой вы много поминаете объ удивительномъ томъ
достоинствѣ и мудрости и святости блаженнаго Іоанна Златоуста,
а затѣмъ указываете на незнаніе греческаго языка Латинскими
Учителями, какъ на причину непониманія ими точнаго смысла
мысли Апостола, а также говорите, что они были принуждены
допустить меньшую опасность ради того, чтобы избѣжать боль¬
шей. Вы предполагаете, затѣмъ, что оное “назиданіе изъ дерева,
сѣна и соломы” означаетъ не прощаемые грѣхи, а нѣкое скопище
смертныхъ грѣховъ; слово “спасется” вы утверждаете, что озна¬
чаетъ не “спасеніе”, а нѣкое “сохраненіе” и “пребываніе” въ огнѣ;
и, наконецъ, “тотъ день”, о которомъ сказалъ Учитель язычниковъ,
говоря: “Ибо день покажетъ, потому что въ огнѣ открывается” —
означаетъ только послѣдній день, когда откроется вѣчное муче¬
ніе. На все это, съ помощью Божіей, мы по порядку отвѣтимъ. 8. И прежде всего скажемъ, что опасно и просто некрасиво
— сравнивать, кто изъ святыхъ имѣетъ большее значеніе, ибо ихъ
достоинство и высокія значенія извѣстны — только Творцу; одна¬
ко, разъ вы насъ принуждаете къ этому, мы и противъ воли перей¬
демъ къ такому сравненію. Вы говорите, что святый Іоаннъ Зла¬
тоустъ обладалъ особой глубиной въ проникновеніи и въ толко¬
ваніи мыслей Апостола, и это, кстати, подтверждаете видѣніемъ,
бывшимъ Проклу. И мы, воистинну, окружаемъ этого божествен¬
наго мужа величайшей честью и уваженіемъ и принимаемъ въ