Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
97 — зительно, отецъ сей разсуждаетъ объ очистительномъ огнѣ, и не
можетъ быть того, чтобы это ученіе вы совершенно не слыхали и
оно вамъ совершенно не было извѣстно. Итакъ, когда это совершенно
выяснено, мы можемъ суммировать сказанное, говоря, что нѣтъ ну¬
жды сіе ученіе — какъ въ высшей степени санкціонированное,
такъ и — древнѣйшее и находящееся въ Церкви въ теченіе столь¬
кихъ вѣковъ, — снова подвергать изслѣдованію или испытанію;
ибо, иначе, ученіе Церкви всегда будетъ подвергаться колебанію
и она рискуетъ впасть въ величайшее заблужденіе, если всегда
будетъ искать и имѣть сомнѣнія. Итакъ, необходимо держаться
всего того, что она приняла на основаніи вѣры и Откровеній и ра¬
зумныхъ разсужденій. 6. Поскольку же вы говорите, что приведенныя слова изъ
книги Маккавеевъ и Евангелія отъ Матѳея означаютъ не столь
нѣкое очистительное мученіе, сколь, лучше сказать, только облег¬
ченіе и отпущеніе грѣховъ, то на это мы скажемъ, что при вся¬
комъ грѣхѣ необходимо наблюдать двѣ извѣстныя вещи, именно:
преступленіе, являющееся нѣкой скверной, приставшей къ душѣ
послѣ того, какъ она оскорбила Творца, и — отвѣтственность за
грѣхъ, что влечетъ на человѣка извѣстный родъ наказанія. Дѣй¬
ствительно, Богъ отпускаетъ преступленіе, если сему предшеству¬
етъ сокрушеніе и отвращеніе отъ зла, но подлежаніе наказанію
и дѣйствительность его необходимо должно сохранить. Въ вашемъ
же отвѣтѣ, когда вы разсуждаете объ отпущеніи грѣховъ, вы не
являете ясно, какимъ образомъ происходитъ отпущеніе или раз¬
рѣшеніе грѣховъ. Поскольку душа, разрѣшившись отъ тѣла, уже
не можетъ ни отвратиться отъ зла, ни сокрушаться, то, на осно¬
ваніи сего, отошедшимъ въ смертныхъ грѣхахъ, не могутъ по¬
мочь ни молитвы, ни моленія, ни нѣкія поддержки, какъ говоритъ
Священное Писаніе: “Смерть грѣшниковъ люта”8’). Итакъ, то
отпущеніе или разрѣшеніе, о которомъ вы говорите, несомнѣнно,
должно пониматься какъ разрѣшеніе отъ наказанія. Но какъ дѣ¬
ло обстоитъ въ дѣйствительности, намъ возвѣщено изъ Священ¬
наго Писанія. Ибо во Второзаконіи написано: “По мѣрѣ согрѣ¬
шенія будетъ и образъ ударовъ” **). И во второй книгѣ Царствъ,
когда Давидъ сказалъ Наѳану: “Согрѣшихъ ко Господу”, Наѳанъ
немедленно отвѣтилъ: “И Господь отъя согрѣшеніе твое, не умре-
пш. Обаче яко поощряя изъострилъ еси враговъ Господнихъ гла¬
голомъ симъ, и сынъ твой родивыйся тебѣ смертію умретъ”87).
Вотъ, совершенно ясно показано, что изъ грѣховной вины неме¬
дленно вытекаетъ и подлежаніе наказанію. Итакѣ, поскольку раз-