Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
96 собралъ Пятый Вселенскій Соборъ, что, конечно, ясно всякому,
т. е. когда это (Оригеново) ученіе уже было изгнано изъ оградъ
Церкви. Ёсли бы, какъ мы сказали, онъ нѣчто таковое (что было бы
въ духѣ Оригеновскаго ученія) написалъ, то, ясно, что Соборъ не
могъ бы не знать того, а коли бы зналъ, — безъ сомнѣнія, и осу¬
дилъ бы. А если его книги были испорчены послѣ того Собора, то
— весьма сомнительно, чтобы это было сдѣлано иными лицами и
ради иныхъ какихъ-то цѣлей: ибо здѣсь отчетливо говорится объ
очистительномъ огнѣ въ томъ же самомъ духѣ, какъ и намъ мы¬
слится, и не думаете же вы, что, быть можетъ, отрицающіе тако¬
вой (очистительный) огонь, сіе ученіе внесли въ его писанія, по
любви къ словопренію. Но довольно — о Григоріи Нисскомъ. 5. Что же намъ сказать объ Учителяхъ Латинской Церкви,
мнѣнія которыхъ о такого рода очистительномъ огнѣ вамъ не воз¬
можно не знать: напр. святаго Августина, воистинну, знаменита¬
го Учителя, котораго вамъ не возможно не вѣдать, особенно пото¬
му, что онъ былъ похваленъ многими Вселенскими Соборами и
писанія его о догматахъ вѣрѣ всегда встрѣчали достойныя похва¬
лы? И невѣроятно, чтобы вамъ было неизвѣстно его догматиче¬
ское ученіе о семъ предметѣ, такъ какъ на основаніи многаго пред¬
ставляется, что оно стало извѣстно грекамъ, не въ меньшей сте¬
пени, чѣмъ, скажемъ, латинянамъ. Итакъ, поскольку это ученіе
является древнѣйшимъ и извѣстнымъ и популярнымъ во всей
вселенной, то тѣ древніе и святѣйшіе Отцы не допустили бы сего,
если бы считали, что оно внесетъ нѣкій вредъ для Церкви. И,
дѣйствительно, Римская Церковь, наученная Кориѳеями Апосто¬
ловъ и созижденная на Камнѣ, всегда шла среднимъ путемъ, не
уклоняясь ни на-лѣво, ни на-право, всѣ волненія и бури ересей
разсѣцая безъ поврежденія для себя; ибо такимъ образомъ она
противъ Савеллія раздѣлила Лица въ Троицѣ, чтобы и Аріево
заблужденіе избѣжать и, въ то же время, исповѣдывать единое
естество Трехъ Лицъ; и въ домостроителствѣ (Воплощенія) та¬
кимъ образомъ она раздѣлила Естества противъ Евтихія, чтобы
вмѣстѣ съ Несторіемъ не раздѣлять Лица. И въ состояніи душъ
послѣ смерти она исповѣдуетъ нѣкоторыя очистительныя и вре¬
менныя страданія такимъ образомъ, чтобы вмѣстѣ съ Оригеномъ
не считать и не говорить, что всякій можетъ быть очищеннымъ.
Что же сказать и относительно иже во святыхъ отца Григорія,
Архіерея Ветхаго Рима, котораго “Собесѣдованія” еще до вре¬
мени того Раскола перевелъ на греческій языкъ Захарій, Пред¬
стоятель Римской Церкви? Въ этомъ-то писаніи, и то весьма выра¬