Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
— 95 етъ о существованіи очистительнаго огня, какъ мы ранѣе сказа¬
ли. А то, что въ отвѣтъ на это вы говорите, что будучи человѣкомъ,
онъ могъ ошибаться, это намъ кажется весьма страннымъ; ибо и
Петръ и Павелъ и прочіе Апостолы, и четыре Евангелиста — так¬
же были люди, не говоря уже, что и Аѳанасій Великій, Василій,
Амвросій, Иларій и иные великіе въ Церкви также были людьми
и, слѣдовательно, могли ошибаться! Не думаете ли, что этотъ вашъ
отвѣтъ переступаетъ должныя границы? Ибо тогда вся вѣра по¬
колеблется и подвергнется сомнѣнію весь Ветхій и Новый Завѣтъ,
переданные намъ черезъ людей, которымъ, если слѣдовать ваше¬
му утвержденію, не было невозможнымъ ошибаться. Что же оста¬
нется тогда въ Божественномъ Писаніи солиднымъ? Что будетъ
имѣть прочность? И мы признаемъ, что человѣку возможно оши¬
баться, насколько онъ — человѣкъ и что-нибудь дѣлаетъ своими
собственными силами, но поскольку онъ — водимъ Божественнымъ
Духомъ и испытанъ пробнымъ камнемъ Церкви въ тѣхъ вещахъ,
которыя относятся къ общей вѣрѣ догматическаго ученія, то (въ
такомъ случаѣ) написанное имъ, мы утверждаемъ, является аб¬
солютно истиннымъ. Посему мы не можемъ легко допустить утвер¬
жденіе объ ошибочности мнѣнія въ отношеніи такого великаго му¬
жа, брата Василія Великаго и блаженной Макрины и друга Гри¬
горія Богослова. Да и какъ можно думать, что, руководимый та¬
кими святыми, онъ могъ впасть въ заблужденіе? Прибавимъ же,
что и Пятый Вселенскій Соборъ, собравшійся главнымъ образомъ
противъ Оригена и отвергнувшій писанія Оригена, какъ вредныя
и дурныя, сочиненія Григорія Нисскаго одобрилъ, чтобы, въ силу
этого, сей мудрѣйшій мужъ былъ весьма далекъ отъ всякаго подо¬
зрѣнія: ибо этотъ Соборъ не одобрилъ бы его писанія, если бы
счелъ, что въ нихъ заключаются Оригеновскія безсмыслицы, ко¬
торыя осудить онъ имѣлъ величайшее тщаніе. Остается, такимъ
образомъ, что онъ, который исповѣдалъ существованіе вѣчнаго ог¬
ня, также держался и такого рода мнѣнія — объ очистительномъ
огнѣ, какъ это ясно обнаруживается и въ его Катехизическомъ Сло¬
вѣ и въ словѣ о дѣтяхъ, которыя преждевременно восхищиются
изъ этой жизни. Итакъ, въ то время, какъ писанія Оригена —
сожжены, его писанія сохранены полностью, и не только сохра¬
нены, но еще болѣе почтены, что не могло бы произойти, если бы
нѣчто изъ того, что вы говорите, онъ, дѣйствительно, написалъ.
А то, что вы говорите, что его сочиненія были испорчены сторон¬
никами Оригенова мнѣнія, является безсмыслицей. Ибо если бы
нѣчто такое и случилось, то, конечно, — послѣ того, какъ былъ