Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
93 рода и невѣдѣніе чего? затѣмъ, послѣ очищенія или освобожде¬
нія сразу ли тѣ души восхищаются на небо, какъ вы говорили о
душахъ Святыхъ? Во второй части вашего отвѣта вы говорите,
что преждерѣченныя души, называемыя “промежуточныя” (“сред¬
нія” ψνχάς τας καλόνμένας μέοας), не терпятъ ОЧИСТИТельныЙ ОГОНЬ,
ибо, вы утверждаете, что объ этомъ не говорилъ ни одинъ изъ свя¬
тыхъ Учителей. Въ третьей же части вашего доклада вы отвѣча¬
ете на изреченія святыхъ, которыхъ мы привели какъ достовѣр¬
ныхъ свидѣтелей этой истины. А послѣдняя часть — охватываетъ
аргументы и разсужденія, которыми вы пытаетесь укрѣпить ваше
ученіе. Итакъ, на все это, съ помощью Самого Іисуса Христа, Пер¬
вой и высшей всего Истины, о чемъ — борьба, по порядку отвѣ¬
тимъ. 3. Итакъ, относительно первой части ожидая вашего ясна¬
го отвѣта, перейдемъ ко второй части, въ которой вы говорите,
что на томъ основаніи отвергаете понятіе наказанія очиститель¬
нымъ огнемъ, что боитесь, что, повѣривъ во временный тотъ огонь,
у христіанъ могло бы утвердиться ученіе Оригена о возстановле¬
ніи, а какъ результатъ этого послѣдуетъ упадокъ нравственности
и безпечность жизни, если вѣрные станутъ вѣровать, что и тотъ
огонь, который уготованъ діаволу и ангеламъ его и осужденнымъ
людямъ, будетъ когда-то имѣть конецъ. Прежде всего, намъ —
удивительно, что по причинѣ неразумной боязни, боясь тамъ, “идѣ-
же не бѣ страхъ”82), вы держитесь такого мнѣнія, являетесь от¬
рицающими сіе преданіе и возстаете противъ опредѣленій свя¬
тыхъ; опредѣленій, которыя, съ одной стороны, — хороши, съ
другой стороны, — необходимы; возстаете противъ древнѣйшаго
постановленія Каѳолической Церкви. Но вамъ не слѣдовало устра¬
шаться, вамъ — которые мудрые и благородные и ученые, — но
слѣдовало всесторонне обсудить, ибо святые Отцы, какъ “любя¬
щіе благолѣпіе дому Господня”83) и предусматривающіе всегда
и во всякой мѣрѣ пользу Церкви, не передали бы до такой степени
ясно такого рода ученія, которое взято изъ Божественнаго Писанія,
если бы сочли, что отъ этого можетъ послѣдовать какая-либо опас¬
ность. Ибо, вотъ, они передали о временномъ огнѣ такимъ обра¬
зомъ, что не отвергли — вѣчный, но наилучшимъ порядкомъ и
домостроительствомъ опредѣлили очистительный огонь для нѣко¬
торыхъ малыхъ сквернъ и грѣховъ, а вѣчный огонь опредѣлили
для нечестивыхъ и проклятыхъ и отошедшихъ въ смертныхъ грѣ¬
хахъ. А что это не принесло никакого вреда Церкви, явствуетъ
изъ того, что Римская Церковь, которая всегда держалась этого