Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
— 92 жденіями Священнаго Писанія и Учителей. Но вы сразу же воз¬
вѣщаете, что ученіе объ очистительномъ огнѣ вы никогда не ис-
повѣдывали и не будете исповѣдывать, этимъ, несомнѣнно, про-
тиворѣча преждесказанному вами, ибо вы говорили, что нѣтъ ну¬
жды сопровождать изслѣдованіе вопроса всякимъ предвзятымъ
отношеніемъ и ссылками на обыкновеніе, но должно — держаться
одной только Истины. Итакъ, необходимо усердно молиться Богу,
чтобы сама Истина побѣдила и восторжествовала, совершенно
отвергнувъ всякую пристрастность. Ибо тогда и лучъ самой Исти¬
ны еще ярче намъ возсіяетъ и чрезъ насъ, какъ чрезъ свои орудія
(δt'οικείων όργάνων), будетъ говорить днесь то, что ведетъ къ сла¬
вѣ Божіей и на пользу Каѳолической Церкви. 2. Сказавъ эти слова, какъ предисловіе, мы переходимъ те¬
перь къ обсужденію вашего отвѣта. Вы раздѣлили его на четыре
части. И первую часть — о душахъ отшедшихъ отсюда — вы раз¬
дѣлили на три отдѣла, гдѣ въ отношеніи двухъ отдѣловъ, вамъ
представляется, что мы частично согласуемся съ вами. Но посколь¬
ку мы сошлись ради святой Уніи, дабы всецѣло ее совершить,
подобаетъ, чтобы мы поставили себѣ цѣлью вывести на середину
всѣ расхожденія между нами — ясно и прямо, чтобы, съ
помощью Божіей, погасить всѣ раздоры и съ корнемъ ихъ выр¬
вать. Но такъ какъ относительно двухъ первыхъ отдѣловъ вы не
явили вашего ученія, какъ это подобало бы, то мы молимъ и про¬
симъ, какъ и,раньше просили, чтобы вы ясно возвѣстили, каково
ваше ученіе о душахъ Святыхъ, которые не запятнали себя ни¬
какой скверной, которые, вы говорите, достойны вѣчной жизни,
и которые послѣ отшествія отсюда сразу восхищаются на небо?
также, каково ваше ученіе о нечестивыхъ и отшедшихъ изъ этой
жизни въ смертныхъ грѣхахъ? сразу ли души тѣхъ сходятъ
во адъ для вѣчнаго мученія, или же, души, какъ святыхъ, такъ
и не святыхъ, необходимо ожидаютъ послѣдняго дня Суда и вос¬
кресенія всѣхъ? И о промежуточномъ состояніи: какимъ образомъ
освобождаются души такого рода (въ этомъ-то вопросѣ мы, именно,
и расходимся другъ съ другомъ); и мы просили бы васъ ясно из¬
вѣстить насъ: что вамъ думается о такого рода душахъ, которыя,
вы говорите, не подлежатъ вѣчной карѣ? Терпятъ ли они тѣмъ
временемъ какое наказаніе, и если да — въ чемъ оно заключает¬
ся? то ли это только отлученіе отъ созерцанія Божества, или же
нѣкое ощутительное мученіе? и какимъ образомъ они терпятъ стра¬
даніе? если это — мученіе, то какого оно рода? — заключеніе ли
это или мракъ, или невѣдѣніе? — если невѣдѣніе: то какого оно