Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
10 шимъ о компромиссныхъ высказываніяхъ, читаемъ статьи, предлага¬
ющія компромиссное разрѣшеніе вопросовъ догматическаго характе¬
ра и полуофиціальныя заявленія. Мы должны, прежде всего, уяснить себѣ, что насъ отдѣля¬
етъ отъ латинянъ. Одни подчеркиваютъ одно, другіе — другое. Такъ,
одни говорятъ, что насъ раздѣляетъ только вопросъ непогрѣшимости
папы, съ прочими привилегіями, которыя усвояетъ себѣ Римскій Пре¬
столъ, т. е. что насъ раздѣляетъ другъ отъ друга различіе екклисіо-
логіи, въ то время какъ догматическое ученіе, въ общемъ, у насъ —
тождественно. Другіе подчеркиваютъ, что насъ раздѣляетъ другъ отъ
друга различіе въ пониманіи христіанской жизни, христіанской эти¬
ки. Наконецъ, нѣкоторые говорятъ и пишутъ, что насъ раздѣляютъ
въ сущности давно изжитыя чисто-историческія причины, главная
изъ которыхъ — соперничество между Римскими папами и Констан¬
тинопольскими патріархами, имѣющее своимъ корнемъ соперниче¬
ство между еллинской и римской культурами. Хотя всѣ эти высказыванія, частично и справедливы, однако мы
должны признать, что самое главное, что раздѣляете насъ — это раз¬
личіе въ догматическихъ вопросахъ: именно, отступленіе Римской
Церкви отъ той догматики, которая была общей раньше и для За¬
падной и для Восточной Церкви, что и привело къ расколу между
Церквами и явилось камнемъ преткновенія для заключенія истин¬
ной Уніи между Православной и Римо-Католической Церквами. Соединеніе возможно только на основаніи одной, единой догма¬
тики у обѣихъ Церквей, ибо догматика — это основа, скелетъ, на
которомъ держится все Тѣло Церкви. Отнимите эту крѣпкую, цѣль¬
ную догматику, и Церковь перестанетъ быть Церковью. Наличіе же
двухъ различныхъ догматическихъ принциповъ въ одной и той же
Церкви, или же какой-то компромиссъ изъ двухъ противоположныхъ
догматическихъ принциповъ — это безсмыслица, которая будетъ сто¬
ить Церкви разрушеніемъ ея. Нѣтъ, какъ намъ ни дорого соединеніе съ Римской Церковью,
мы не можемъ и не смѣемъ ничего отдать изъ нашей догматики, изъ
тѣхъ священныхъ догматовъ, которые приняли отъ святыхъ Апосто¬
ловъ, и которые получили свое опредѣленіе, полное и нерушимое, на
Вселенскихъ Соборахъ, которыми руководилъ Святый Духъ! Но кто же насъ научитъ непреложной истинѣ въ отношеніи тѣхъ
догматическихъ вопросовъ, которые насъ раздѣляютъ съ римо-като-
лическимъ міромъ, покажетъ намъ невозможность компромисса, а
также укажетъ, на основаніи чего латинское ученіе тамъ, гдѣ оно рас¬
ходится съ православнымъ ученіемъ, является для насъ непріемле¬
мымъ? Къ кому обратиться? — Къ дореволюціоннымъ семинарскимъ
учебникамъ полемическаго богословія? — Но они и устарѣли и схо¬